Никита Михалков показал российскому зрителю истинное лицо войны, и зритель ужаснулся.

В минувшие выходные в Кремле состоялась премьера фильма «Предстояние», продолжения оскароносной кинодрамы 1994 года об уничтожении семьи режимом в годы сталинских репрессий. В принципе, финал «Утомленных солнцем» вполне четко обрисовал невеселые судьбы героев, не оставив ни малейших шансов сиквелу. Но, как известно, для великого искусства кино нет ничего невозможного, не говоря уже о режиссере Никите Михалкове. Поэтому мертвые восстали, камеры застрекотали, и рекордные для российского кинематографа 55 миллионов долларов воспылали на алтаре Отечества.

«Утомленные солнцем 2» повествуют о жизненных перипетиях чудом уцелевших: 1) бывшего комдива Котова (Никита Михалков), который бежал из лагерей в начале войны и попал в штрафбат; 2) его дочери Нади (Надежда Михалкова), истово преданной отцу 3) и наконец, Мити Арсентьева (Олег Меньшиков), оклимавшегося после самоубийства и посланного лично Сталиным на розыски Котова и его семьи. Впрочем, перипетии — это мягко говоря, учитывая, что героям постоянно приходится выживать в страшных мясорубках, которые, на самом деле, и являются главным предметом фильма. Автор этих строк насчитал пять сцен массовых убийств, очень масштабных, неплохо снятых и производящих неизгладимое впечатление, благодаря крупным планам ополовиненных тел и разбрызганных мозгов, панорамам усыпанных трупами полей, качественной работе гримеров и еще массы людей, наверняка очень профессиональных. «Ужасы войны кровавой», с точки зрения Никиты Михалкова, должны внушить отвращение поколению, с ними незнакомому. И — без всякой иронии — трудно найти цель более достойную. Более того — эффект будет достигнут, потому что есть некоторые вещи на свете, шокирующие сами по себе.

А теперь — о том, почему не стоит тратить три часа своей жизни на просмотр фильма «Предстояние».

Все, что связано с трупами, в «Утомленных солнцем 2» Никиты Михалкова сильно, если не сказать — мощно. Но вот ведь какая штука — живым повезло куда меньше. Болтающиеся между 1941-м и 1943-м, между тылом и передовой герои приходят ниоткуда, уходят в никуда, оставляя только лужи крови на экране и полное недоумение в зрительном зале. Персонажи, сыгранные, кстати, за редкими исключениями, весьма посредственно, в массе своей — эпизодичны. Разница только в метраже: Алексей Петренко пробудет в кадре какие-то мгновения, Евгениий Миронов — полчаса, а Сергей Маковецкий (лучшая роль в фильме) от силы минут десять. Предназначение же их в контексте происходящего от продолжительности пребывания на экране яснее не становится. Фильм представляет собой большой винегрет из обособленных сюжетных линий, и вплоть до последнего кадра теплится надежда, что хоть какие-то из них свяжутся в финале. Вместо этого, «Утомленных солнцем 2» венчает обещание грядущих «Утомленных солнцем 3».

Это — в целом. С частностями дело обстоит еще хуже. Фильм пестрит сценами, настолько нелепыми, искусственными и вымученными, что становится просто неловко. Причем большая часть этих крышесносных кадров явно предназначалась для того, чтобы войти в учебники по истории мирового кинематографа. Вот Надя, единственная уцелевшая пассажирка парохода, потопленного фашистами, целует мину, на которой дрейфовала в Балтике, приговаривая «Спасибо тебе, мина!». А вот продолжительно и громко тикают часы на разбросанных по полю боя оторванных запястьях. Эти столь любимые Никитой Михалковым многозначительные кинокрасоты на фоне трагедии, которую он же, по собственному признанию, пытался запечатлеть с документальной точностью, выглядят по меньшей мере неуместно.

Понятно, что как ни велики «Обыкновенный фашизм» или «Летят журавли» и в какой широкий прокат их ни перезапусти, счет посмотревших пойдет на сотни — против миллионов, уготованных «Утомленным 2», «Утомленным 3», а также уже маячащему на горизонте сериалу. И пусть бы смотрели, пугались и проникались пацифизмом. Но все не так просто. Ни в одной из сцен человекоуничтожения в фильме люди не гибнут просто так, в жерле войны. Никита Михалков находит виновных — и всякий раз на стороне «наших». Что, конечно, не идет в разрез с историческими фактами, но абсолютно не гармонирует с антивоенным посылом в массы, который можно было бы назвать единственным оправданием существования этого фильма.