Антиутопическая картина внезапно ослепшего мира представлена глазами единственной зрячей женщины.

Марк Руффало и Джулианна Мур


Психологическая драма «Слепота» — экранизация одноименного романа-притчи португальского писателя Жозе Сарамаго — появилась на российских экранах спустя два года после официальной премьеры. Это необычное апокалиптическое сказание повествует о внезапной эпидемии слепоты, погрузившей весь мир в хаос и анархию.

Картина нового мира весьма непривлекательна: жизнь мегаполисов в одночасье останавливается, а у людей в непривычных и тяжелых условиях просыпаются низменные инстинкты. Деградация на лицо: они дерутся из-за еды и убивают друг друга только потому, что перестали видеть. И это наступившее безобразие — как новая вариация конца света — видится глазами безымянной героини (Джулианна Мур), которая осталась зрячей вопреки всеобщему заражению. Чтобы поддержать своего мужа, женщина притворилась слепой и отправилась на карантин вместе с первыми заболевшими. В заброшенной лечебнице, оцепленной бдительной охраной, беспомощные люди были предоставлены сами себе, и героиня стала их единственным помощником — настоящая мать Тереза, окруженная новорожденными котятами. Способность видеть — это ее счастье и горе.

Подобно главной героине, другие персонажи картины также остались безымянными. Однако, это никак не отразилось на звучащем звездном составе. «Слепота» собрала талантливых актеров из разных стран — США, Канады, Мексики, Японии, Бразилии. Среди них Дэнни Гловер («Смертельное оружие»), Марк Руффало («Остров проклятых»), Юсуке Исейа и Йошионо Кимура («Сукияки Вестерн Джанго»), а также Элис Брага, за плечами которой не один антиутопический проект, и харизматичный мексиканец Гаэль Гарсия Берналь, имеющий удивительную склонность к актерским перевоплощениям. Одну из ролей в фильме сыграл сценарист Дон МакКеллар («Последняя ночь», «Красная скрипка») — именно он киноадаптировал роман Сарамаго.

Мировой бестселлер (который, кстати, принес своему создателю Нобелевскую премию) нашел отклик в сердцах зрителей благодаря бразильскому режиссеру Фернанду Мейреллишу. Визитная карточка автора — остросоциальные драмы («Город Бога», «Преданный садовник»), и «Слепота» стала одной из них: напряженной, жестокой и бескомпромиссной драмой человеческих отношений. Любовь, страдание, надежда и отчаяние, насилие и безумие — все смешалось за белой пеленой в глазах.

В целом, фильм получился медлительным, как неуверенные движения слепых, внешне отталкивающим (чем подчеркивается непривлекательность незрячего мира), но волнующим. Общая недосказанность сюжета наталкивает на долгие размышления о человеческой природе. Показывая метафорическую слепоту современного общества, картина заставляет задуматься над многими жизненными вопросами. И вместе с героями фильма зритель прозреет по-настоящему.