Фильмы в 3D-формате захватили всех — от восторженных школьников до циничных голливудских продюсеров, и это только начало.

«Аватар»

Стартовавший еще в прошлом году «Аватар» в формате 3D до сих пор собирает полные залы (хотя билет стоит минимум 500 р.). Отсюда и беспрецедентные сборы – на конец марта более 2,5 миллиардов долларов. Он стал абсолютным лидером проката за все время существования кинематографа. «Алиса в Стране чудес» (свежий 3D-хит) поставила другой рекорд – по сборам за первые выходные. Впрочем, лидерство это явно будет недолгим: в планах 2010 года значится невероятное количество 3D-блокбастеров. Шутка ли дело – почти 90% мультфильмов на последнем Лионском фестивале были объемными. Все это однозначно наводит на мысли о том, что мы имеем дело с самым настоящим бумом на трехмерное кино.

История стереокино, как 3D (от англ. 3 dimensions – «три измерения») называли раньше, началась в далеком 1890 году. Правда, тогда для просмотра требовался специальный стереоскоп. Но уже в 20-х годах прошлого века в кинотеатрах стали использовать знакомые нам очки с разноцветными светофильтрами. Тогда стереокино заглохло, чтобы реанимироваться в 50-е годы. Был создан целый ряд картин в этом формате, но популярности он так и не приобрел. Зрители относились к трехмерности исключительно как к аттракциону вроде каруселей. А болтаться из стороны в сторону на протяжении полутора часов – дело неприятное и утомительное.

Некоторое время назад 3D-формат начали реанимировать крупные режиссеры (вроде Роберта Земекиса, автора «Рождественской истории»). Однако самостоятельной жизнью он смог зажить только на волне невероятного успеха «Аватара». Да, Джеймс Кэмерон очень серьезно к этому готовился. В целом он работал над техникой около 15 лет и в конечном итоге создал собственную систему Reality Camera System. Суть в том, что камера была оснащена двумя объективами, находящимися примерно на таком же расстоянии друг от друга, что зрачки человека. Мало того – в зависимости от удаленности объекта камеры сами меняли угол съемки.

В отличие от Кэмерона Тим Бертон изначально снимал «Алису» как обыкновенное 2D-кино, а уже потом «пририсовывал» 3D. Впрочем, ощутить разницу, как утверждают специалисты, в большинстве кинотеатров нельзя. По-настоящему прочувствовать стереоформат можно лишь в залах IMAX. Здесь экраны в разы больше, разрешение «исходника» выше, форма экрана вогнута и находится под нужным углом. Но сами же владельцы IMAX’а предупреждают: выдержать показ более получаса сложно, а людям, страдающим косоглазием, такой просмотр и вовсе противопоказан.

Меж тем голливудские продюсеры объявили о намерениях переделать известные ленты в 3D – например, «Титаник» и «300 спартанцев». Любопытно, что сам Кэмерон обрушился на такие планы с резкой критикой. На его взгляд, картина, изначально снятая на 3D-камеру, – особый жанр, и глупо подгонять под него все кино. Свое дело Кэмерон сделал. Новые 3D-релизы не заставляют себя ждать. Ближайший – это «Битва титанов» по мотивам древнегреческих мифов. Также нас ждут «Уличные танцы» и «Шаг вперед: 3D», являющиеся раздутыми видеоклипами. Выйдет «Пиранья: 3D» с буквально выплескивающимися в зал зубастыми тварями, «Пила VII: 3D» с давно опостылевшей, но теперь объемной резней, «Путешествия Гулливера» с реалистичными лилипутами. Ну и главный 3D-релиз года – фильм на грани порно «Кто убил Калигулу» Тинто Брасса. Он первым понял вектор развития технологии – будущее, конечно, за 3D-эротикой!