Новый фильм Лукаса Мудиссона, драма о выживании в условиях глобализации.

Мишель Уильямс, Гаэль Гарсиа Берналь, Софи Нивайд

Лукас Мудиссон — важная фигура для тех, кто в конце 90-х—начале 2000-х были задумчивыми школьниками и хотели чувствовать себя слегка необычными. Его первые картины — лесбийская «Покажи мне любовь» и хипповская «Вместе» — очень уютные инфантильные мелодрамамы с легким арт-налетом. Те, кто сейчас заливался бы слезами либо над Мишелем Гондри, либо над «Сумерками» — тогда вместе смотрели Мудиссона. В общем, он кажется чем-то приятно-бестолковым из детства — модифицированной версией жувачки Love is. После «Вместе» Мудиссон, кажется, пытался стать менее симпатичным, снял чернушную «Лилю навсегда» с Оксаной Акиньшиной, а потом несколько жестко-экспериментальных лент, которые никого особенно не заинтересовали. Теперь маятник качнулся в противоположную сторону: «Мамонт» — самый простой для восприятия проект Мудиссона: без ручной камеры и без лесбиянок, снятый на английском языке с известными актерами. Новый формат тут вполне соответствует теме: «Мамонт» — кино про язвы капитализма в жизни простых людей по всему миру.

Эллен (Мишель Уильямс, жена героя Хита Леджера в «Горбатой горе») работает хирургом в ночную смену, зверски устает, то теряет, то спасает пациентов, но практически не видит собственную дочь Джеки. Большую часть внешкольного времени та проводит с няней филиппинского происхождения по имени Глория. Постепенно в глазах девочки няня практически заменяет мать, она теряет всякий интерес к астрономии, к которой пытается приучить ее мать-естественница, начинает ходить с няней на католические мессы и даже учить филиппинский язык. Сама София тоже очень нежно относится к Джеки, но на самом деле работает в Америке, чтобы обеспечить своих оставшихся на Филиппинах двоих сыновей. Те и правда, по сравнению с согражданами, не бедствуют, но очень хотят, чтобы вернулась мама, и потому делают всякие глупости. Случаи и Эллен, и Софии показывают, что личному счастью работа никак не способствует. Несколько с другой стороны тот же тезис иллюстрирует муж муж Эллен и отец Джеки — Лео (Гаэль Гарсия Берналь, все больше превращающийся из вполне хорошего актера в бездушную лапочку). Он, когда-то бывший просто безалаберным любителем компьютерных игр, ненароком открыл чрезвычайно популярный игровой сайт, разбогател, стал преуспевающим бизнесменом — и вместо автостопа вынужден путешествовать на лимузине с водителем, а вместо грязных шорт — носить деловой костюм. Радости это ему, конечно, тоже никакой не приносит. Улизнув во время деловой поездки по Тайланду, с очередных переговоров, Лео знакомится с местной проституткой, которая походя меняет его жизнь, хотя на самом деле всего лишь собиралась слямзить у него часы и немного денег — чтобы тоже обеспечить счастливое детство своему приблудному ребенку. Где-то посредине фильма Лео обзаводится перьевой ручкой из кости мамонта, и — как не оделенный большим временем на философствования постиндустриальный Гамлет — задумывается о том, что вот мы тоже так можем все вымереть, если не будем внимательно друг к другу относиться.

Для популярных режиссеров из стран с не очень большим кинематографом — большой международный проект — всегда проверка. Правда ли в его фильмах что-то было, или просто всем весело смотреть, скажем, на шведских хиппи? Лукас Мудиссон эту проверку, к сожалению, с треском провалил, сняв неперевариваемую нравоучительную мелодраму.