В кинопрокат выходит фильм «Одинокий мужчина». Поставил его Том Форд, и это, кажется, первый случай, когда преуспевающий дизайнер так удачно превращается в кинорежиссера.

В мире моды этого 48-летнего красавца модельной внешности называют «невозмутимым королем». Все, к чему он прикасается, превращается в золото. Форд реанимирует дышавший на ладан бренд Gucci, и тот становится доходнейшей маркой. Срывает аплодисменты за коллекции для Chloe и Yves Saint Laurent. Одевает Джеймса Бонда и раздевает для фотосессий самых несговорчивых кинокрасавиц вроде Скарлетт Йоханссон и Киры Найтли.

Кажется, он просто везунчик. Однако сам Форд признается, что вся его жизнь — борьба: «Каждый день ты идешь на работу как на войну, и надо быть во всеоружии. Чтобы остаться на вершине или вернуться туда, надо постоянно бороться, а мне нравится побеждать».

Sorry, бабушка!

С самого детства Том Форд был, не как все нормальные техасские пацаны. Вместо того чтобы играть в футбол и жевать табак, он любил наряжать кукол и переставлять вазы в гостиной. Лучше всего Том чувствовал себя в гостях у бабушки Рут. Она была живой и жизнерадостной леди, внуку нравились ее большие шляпы, объемные прически, накладные ресницы, а особенно огромные серьги из папье-маше. Их вкусы и желания всегда совпадали и, если Том что-то хотел, она тут же говорила: «Тебе это нравится, дорогуша? Так иди же, возьми десяток!» Позднее Форд вспоминал: «Ее жизнь была гораздо более гламурной, чем жизнь моих родителей. Рут просто хотела получать удовольствие!» Именно бабушкино чувство стиля, причудливое и в чем-то даже трэшевое, признает Форд, помогло ему впоследствии создать роскошный стиль Gucci.
Звезда рекламы

Окончив школу, Том отправился «покорять» Нью-Йорк. Он легко поступил в университет на архитектурный факультет, однако учебе предпочитал развеселые тусовки. Молодой повеса стал завсегдатаем вечеринок в Studio 54, познакомился с Энди Уорхолом, Кельвином Кляйном и другими кумирами 80-х. Богемная жизнь требовала материальных затрат, и Том начинает подрабатывать моделью. Дебют состоялся в рекламном ролике продукта, весьма далекого от мира luxury, — собачьих консервов. Но потом дела пошли куда лучше. Одно время на телевидении крутили сразу 12 роликов с его участием. Пожив пару лет беспокойной жизнью манекенщика, Форд понимает, что больше не хочет быть мальчиком на побегушках, и возвращается на архитектурный.
Но дома строить ему так и не довелось. Попав на стажировку в парижский дом моды Chloe, Форд понимает, что его призвание не архитектура, а мода.

Начало карьеры
Конец 80-х был непростым временем для старта в мире моды. В поисках работы Форд обивал любые пороги: от компаний, специализирующихся на детской одежде, до ателье свадебной моды — пока наконец его не пригласила на собеседование Кэти Хардвик, знаменитый нью-йоркский дизайнер спортивной одежды. Причем Хардвик была потрясена не столько портфолио молодого дизайнера, сколько его внешностью: «Красивое лицо, изящные руки. Я взяла его на работу через 10 минут!»
В том же 1986 году случилось еще одно знаковое событие в жизни Тома. Во время фотосессии для каталога он знакомится с редактором мужской версии журнала Vogue Ричардом Бакли. Между ними завязывается роман, и уже к концу года они начинают вести совместное хозяйство. Надо сказать, что Форд никогда не скрывал своей гомосексуальности, но в то же время и не выпячивал ее. Как-то на вопрос журналиста об ориентации ответил: «Я, безусловно, гей в данный конкретный момент моей жизни». И это в то время, когда он жил с Бакли уже более 10 лет.

Возрождение Gucci
К 90-м Форд решает попытать счастья в Европе. В Америке имя молодого модельера на слуху — недавно он спас от забвения марку Perry Ellis. Однако Старый Свет о нем не слышал. Форд получил от ворот поворот в доме Fendi, не захотел его брать на работу и Джорджио Армани. Наконец в 1990 году Тому дают пробный проект в Gucci. С давних пор эта марка была известна своими кожаными сумками и замшевыми мокасинам, однако к началу 90-х бренд с трудом оставался на плаву. Семейные раздоры с разборками в лучших традициях каморры привели к тому, что половина семейства Гуччи оказалась на том свете, а другая за решеткой. Компанию лихорадило, было не до творчества. Получив пост директора по дизайну, Том засучил рукава. Первым делом он заменил старомодные жесткие мокасины на мягкие лоферы, а громоздкие баулы — на изящные атласные сумочки. С этого и началась трансформация Gucci. К 1994 году Форд был уже креативным директором. Его коллекции с ностальгическим привкусом — бархатные брюки с низкой талией, джинсы, украшенные бисером и перьями, атласные блузки — имели оглушительный успех. Первой в шелках и бархате от Форда на публику выплыла Мадонна — дело было на вручении музыкальной премии MTV. А там уже подтянулись другие «тяжеловесы» — Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет, Джулианна Мур. Бывшая компания-банкрот стала предприятием с миллиардными доходами.

На протяжении 10 лет Форд крутился, как белка в колесе. Лично занимался дизайном мужской, женской, спортивной, вечерней линий одежды, конструированием домашней мебели, обуви, сумок и аксессуаров. Контролировал все: от качества тканей до рекламных компаний. Позднее Том вспоминал те сумасшедшие годы так: «В год было по 16 коллекций и восемь показов на дефиле, где ты постоянно должен заново изобретать колесо: новую обувь, новую сумку, новую вещь, а это все такое одноразовое».
Сейчас Форд занимается производством мужской линии одежды под собственной маркой.

Кино-реинкарнация

Том Форд мечтал о собственном фильме почти 15 лет. Для начала требовалось набраться смелости (сразу было ясно, что модельера, замахнувшегося на кино, поднимут на смех), потом написать сценарий и, самое главное, найти деньги. Когда все было готово, грянул кризис: инвесторы исчезли, а проект снова превратился в неопределенные планы. Тогда Форд пошел ва-банк — решил снимать кино на свои деньги.

Рисковал не только Форд. У исполнителей ролей — а среди них далеко не последние имена, такие как Колин Ферт и Джулианна Мур — тоже была опасность ввязаться в сомнительное предприятие режиссера-дилетанта. Однако все сомнения позади, и фордовский «Одинокий мужчина» собирает кассу и фестивальные призы.

Нельзя сказать, что дизайнер Gucci и Yves Saint Laurent в кино абсолютный новичок. В годы директорства в модных домах он руководил съемками рекламных роликов, так что о двигающихся картинках с красивыми предметами и людьми кутюрье уже кое-что знал. Но никто не ожидал, что его кинодебют окажется таким эффектным. Актеры признаются, что режиссер дал им максимальную свободу на съемочной площадке. Не последнее место в фильме отведено и впечатляющему саундтреку, написанному польским композитором-минималистом Абелем Корженовским. Роль Колина Ферта — одна из лучших в послужном списке актера, за эту работу он удостоился награды Венецианского кинофестиваля.

Будет ли кинокарьера Тома Форда иметь продолжение, пока остается под вопросом. Очевидно, что на жизнь ему проще заработать дизайном и парфюмерией, нежели артхаусными фильмами. Меж тем Форд признается, что из-за съемок немного отстал от модного процесса: «Мода похожа на мыльную оперу, и я пропустил несколько эпизодов. Нужно время, чтобы вернуться в нее». Но он вернется, не сомневайтесь. С ним это было уже не раз. Вдохнуть жизнь в забытый бренд? Нет проблем! Создать джинсы, которые наденет весь Голливуд? Не вопрос! Снять кино? Да я об этом только и мечтал! Те, кто общался с дизайнером, рассказывают, что Том почти не спит, даже в постели не расстается с записной книжкой и всегда выглядит так, будто идет на светский раут. Сам-то он считает, что идет на войну. Но в любом случае побеждать.