Эти двое неразлучны, как сиамские близнецы, и при этом совершенно непохожи. Бен Аффлек – высокий брюнет с огромными, по росту, амбициями. А Мэтт Деймон, крепкий вихрастый блондин, хотя и на два года старше Бена, в свои 32 выглядит по-прежнему мальчишкой. Конечно, в детстве звездой их квартала Соут Сайд был Бен. Но именно Мэтт всегда являлся интеллектуальным центром, мозгом парочки. Именно Мэтт закончил Гарвард и придумал Уилла Хантинга. и Именно Мэтту Бен доверяет сейчас свои деньги, когда уходит в очередной загул.

Цитируя Роберта Рэдфорда

«Мэтт, почему ты так одержим кино?» – мучила парня мама. «Я хочу, чтобы однажды, когда я буду идти по улице, люди остановились и сказали: «Вон пошел Мэтт Деймон, самый лучший», – разглагольствовал в ответ сын. Этот девиз, некогда приведший маму в ужас («Я для этого тебя растила? Чтобы ты стал таким эгоманьяком?!»), Мэтт вытащил из старого фильма «Натурал», где Роберт Рэдфорд играл звезду бейсбола и говорил те же слова.

«Я пытался убедить миссис Деймон, что с ее сыном в Голливуде ничего не случится, что не все там законченные лжецы и прощелыги. Я говорил: «И в Голливуде есть люди «с улицы»!» – вспоминает Бен Аффлек. Он со своим лучшим другом Мэттом Деймоном окажется самым ярким примером таких людей. Еще вчера им нечем было заплатить за мобильный – и вот они уже звезды, получающие за роль по 12 млн. долл. на брата. «Двенадцать миллионов, fack! – восхищается Мэтт. – По-моему, столько же дали Киану Ривзу за «Скорость!»

 

Супермен в красном полотенце

Мэттью Деймон родился 8 октября 1970 года (кстати, с днем рождения, Мэтт!) в Бостоне, штат Массачусетс. Бостон наравне с Сан-Франциско самый европейский из американских городов. Невысокие дома из красного кирпича, грязная речка, вечно закрытая пиццерия «Hi-Fi», кафе, где изучают конспекты студенты из соседнего Гарварда. Бен и Мэттью жили в двух кварталах друг от друга. Во всем остальном, кроме внешности, они были очень похожи: обоих воспитывали матери (родители Деймона развелись, когда ему было два года, родители Аффлека – когда ему было двенадцать). У обоих есть братья: у Мэтта – старший, Кайл (по профессии скульптор), у Бена – младший, Кейси. Обе семьи принадлежали к среднему классу, и обе мамы мечтали видеть своих сыновей врачами. Мальчики даже обедали вместе – то в одном, то в другом доме. И в школу ходили вместе: Бен, как правило, заходил за своим другом. «Он нажимал кнопку звонка и сразу перебегал на другую сторону улицы – боялся курящей шпаны из нашего подъезда», – вспоминает Мэтт.

Мать Мэтта была детским психологом. Деймоны жили в коммуналке – «хиппи-приюте» – с пятью другими семьями. «Это было здорово. Мы шатались из одной комнаты в другую. Если твоей мамы не было дома или у нее не было настроения общаться с тобой – рядом была еще одна мать. У нас не было игрушек, только кубики. Мы их ненавидели, эти кубики, и поэтому сами делали костюмы и разыгрывали сценки», – вспоминает Мэтт. Любимой «ролью» Деймона был Супермен: он бегал по дому, завернувшись в красное банное полотенце.

В детстве Мэтт хотел стать баскетболистом. Его любимым игроком был знаменитый Найт Арчибальд по прозвищу Коротышка (так его прозвали за рост в 186 см – довольно скромный для этого вида спорта) из городской команды «Boston Celtics». Но тут папа Мэтта, скромный налоговый управляющий, внезапно «материализовался» в жизни сына. Он решил поговорить с парнем серьезно: «Я самый высокий Деймон из нашего рода. Мой рост – 156 см. Но я же не собираюсь играть в НБА». Вскоре Мэтт перерос отца: охота бегать за мячом у него к тому времени уже пропала.

 

История парней-золушек

Будучи старшеклассниками, Аффлек и Деймон снялись в рекламе супермаркета «TJ Max», получив по 200 долл. Мэтт решил, что поскольку актерство – такая прибыльная работа, то он «готов стать профессионалом». И решил сразу форсировать события: завел себе агента и поступил в Гарвард на курс актерского мастерства и английской литературы. Дороги приятелей временно разошлись – Бен отправился покорять Голливуд другой дорогой, через телесериалы: сначала в Вермонте, потом в Калифорнии.

Первоначально «Умница Уилл Хантинг» был 40-страничным этюдом, заданным в университете. Надо сказать, этот этюд сильно отличался от будущего сценария. Там не было ни любовной линии, ни наставника-профессора, а был просто гениальный мальчишка, который спасал мир, расшифровав какой-то мудреный тайм-код. Мэтт показал этот опус Бену Аффлеку, приехавшему в Бостон на Рождество 1992-го навестить мать, и тот немедленно решил писать киносценарий. Эти сорок страниц ребятам предстояло «развести» до полутора сотен. «Слава богу, Бен умел печатать!» – восклицает Деймон.

Мэтту тогда было 22 года, Бену – 20. Он дал пару полезных советов, вспомнив, что Квентин Тарантино «пробил» своих «Бешеных псов» благодаря тому, что завлек в проект Харви Кейтеля. Так появилась роль терапевта Уилла, которая предназначалась какой-нибудь голливудской звезде (в итоге Робину Уильямсу). Окончательный вариант сценария был закончен осенью 1994-го. Мэтт бросил университет и уехал к Бену в Лос-Анджелес. «Я тогда только что рассорился со своей подружкой Сорен. Бен тоже жил один. Мы были «на нуле», но полны энтузиазма», – вспоминает Мэтт. Там, в маленькой двухкомнатной квартирке в районе Западного Голливуда, и родился будущий шедевр. После «Золотого глобуса» и «Оскара» за лучший сценарий Мэтт проснулся звездой.

 

Неиспорченный мальчик «с улицы»

Конечно, Деймон играл и до «Умницы» – в драме «Школьные галстуки», в вестерне «Джеронимо», снялся даже в крошечной роли разносчика пиццы в «Мистической пицце» с Джулией Робертс. Один из первых его фильмов – молодежная комедия «Глори Дэйз» – собрала в прокате 723 долл. (!). Из этой суммы надо вычесть деньги тридцати друзей Мэтта, которых он специально привез на просмотр в Нью-Йорк. «По крайней мере 240 долл. из этих семисот точно были наши».

Первую свою более или менее настоящую роль Деймон сыграл в «Кураже под огнем», где работал вместе с Мэг Райан и Дэнзелом Вашингтоном. Ради образа молоденького солдатика-наркомана Деймон похудел на 20 килограммов! Чуть позже он сыграет еще одного рядового – Джека Райана в фильме Стивена Спилберга. Именно героя Деймона спасало огромное количество народу во главе с Томом Хэнксом.

«Стивен предложил мне эту роль, когда я был еще совершенно неизвестен». Спилберг зашел на съемочную площадку «Умницы» поздороваться с Робином Уильямсом. Мэтт ему понравился. Такой свежий, такой неиспорченный, прямо «с улицы». Спилбергу даже не захотелось его пачкать. «В результате остальные актеры во главе с Хэнксом ползали по грязи и спали в сырости. А я появился такой чистенький, и они, наверное, подумали: «А это еще кто такой?»

 

«Донжуанский» список Мэтта

Список режиссеров, с которыми Деймон сейчас работает, – это первый голливудский ряд. У Фрэнсиса Форда Копполы он сыграл в «Благодетеле», «Умницу» режиссировал Гас Ван Сент... На самом деле всех этих мэтров привлекает внешность парня с соседней улицы, «сделавшего себя». Он появился на обложке журнала «Vanity Fair» («Ярмарки тщеславия»), а это совершенно очевидный признак успеха в Лос-Анджелесе. Его интеллигентность, нарочитая простота, уверенность в себе привлекают и милых барышень. У Мэтта вполне состоятельный «донжуанский» список, ничуть не короче списка красавчика Аффлека. В начале карьеры его подругой была модель Кара Сэндс. Во время съемок «Благодетеля» – его партнерша Клэр Дэйнс, во время съемок «Уилла» – его партнерша Минни Драйвер, потом Вайнона Райдер, затем ее лучшая подруга Гвинет Пэлтроу (Мэтт с Беном на время «обменялись» подружками). Сейчас Мэтти влюблен во Франку Потенте, с которой снимался в «Идентификации Борна». При этом в отличие от «ловеласа в законе» Аффлека, который сказал как-то, что предпочитает тратить деньги «на ликер и девочек», Мэтт свои отношения не афиширует. Это не его стиль.

 

Роли на спор

Сейчас и у Бена, и у Мэтта по роскошному джипу «Чероки», солидному счету в банке, сотне фан-сайтов в Интернете. Они продолжают заниматься кино в свое удовольствие, словно это какое-то хобби. Судя по появлению в афише сразу двух боевиков с участием сначала Бена («Цена страха»), а вслед за ним и Мэтта («Идентификация Борна»), мальчики просто поспорили, «кто кого сделает». Никого из них не обошла стороной «звездная болезнь»: Аффлек откровенно признается в своем нарциссизме, за Деймона это делают его режиссеры. Сейчас ребята пишут сценарий фильма «Дом на полдороги» про двух приятелей-наркодилеров: «Это такой сводный брат «Уилла Хантинга». Мы уже написали 150 страниц, из них по крайней мере пять – ничего себе». Но вряд ли фильм по этому сценарию повторит феномен «Умницы...»

Голливуд подобрал мальчиков «с улицы», вымыл их, нарядил в дорогие шмотки и теперь вовсю использует потенциал их положительных, простодушных образов. Истории про «бедных гениев из среднего класса» уже не подходят к этим двоим. Они стали настоящими звездами со всеми причитающимися по статусу не только плюсами, но и минусами: не зря все-таки миссис Деймон не хотела отпускать сына в Голливуд.