В прокат выходит «Агора», редкий в кино образец пеплума — эпического полотна из древней жизни.

Странно, что кинематограф так долго не обращал внимания на фигуру Гипатии Александрийской. Ее называют первой в ряду великих женщин-ученых, а история удивительной жизни Гипатии — с роковым любовным треугольником, политическими катаклизмами в качестве фона и ранней трагической гибелью — просто-таки просится в киносценарий.

И вот наконец крупномасштабная и высокобюджетная «Агора» от 37-летнего испанца Алехандро Аменабара, чьи фильмы всегда рассказывали о сильных страстях: вспомните мелодраму с фантастическими обертонами «Открой свои глаза», мистический триллер «Другие», драму «Море внутри».

Действие картины происходит в 391 году н.э. в центре тогдашней философской и научной мысли — Александрии. Компьютерные технологии и натурные съемки выполнены столь искусно, что зритель испытывает полный эффект присутствия, словно видит перед собой новостные хроники 1,5-тысячелетней давности.

Гипатия — дочь Теона, последнего директора Александрийской библиотеки. Она красива, умна, среди ее учеников будущий префект города Орест. Талантливая во всем, за что ни возьмется, Гипатия занимает кафедру философии в Александрийской школе, успевая писать комментарии к сочинениям Аполлония Пергского, конструировать научные приборы (считается, что идея астролябии принадлежит именно ей) и преподавать математику с астрономией. Наука поглощает ее целиком, ради любви к познанию она готова отказаться от любви земной, хотя ее внимания настойчиво добиваются двое мужчин из разных сословий — аристократ Орест и ее раб Дав. Да и сильные мира сего никак не хотят оставить Гипатию наедине с ее астролябией, то и дело требуя советов по поводу городской политики. Будучи тем, что сегодня мы бы назвали «независимым экспертом», Гипатия оказывает огромное влияние на правителей Александрии. Чем вызывает нескрываемое раздражение своих недоброжелателей.

Любовные, научные, политические интриги все плотнее опутывают героиню и приводят к трагической развязке. В жизни, как и в кино, Гипатия стала жертвой толпы фанатиков-христиан, которые растерзали ее на части. Как утверждают историки, после смерти этой замечательной женщины многие ее ученики покинули город, и это было началом конца Александрии как столицы наук.

Задумав фильм, Аменабар собирался пригласить на главные роли Рэйчел Вайс, Сашу Барона Коэна и Джонатана Рис-Майерса. Однако в конце концов от первоначального кастинга осталась только Вайс. Актрисе с блеском удалось передать все нюансы переживаний сильной и умной женщины, вынужденной существовать в абсолютно мужском мире. Помогают ей в этом молодой яркий актер Макс Мингелла (Дав) и харизматичный Оскар Айзек (Орест).

В поисках натуры для съемок режиссер побывал в Испании, Турции, Тунисе, Марокко, но в итоге решил снимать основные сцены в Форте Рикасоли на Мальте. Там до сих пор сохранились каменные строения греко-римского времени: агора — рыночная площадь, амфитеатр, храмы (кстати, это был не первый голливудский десант в Форт Рикасоли: именно здесь проходили съемки «Гладиатора» и «Трои»). Со своими храмами и раскрашенными статуями Александрия выглядит в фильме городом, который все еще находится на пике своего могущества и красоты, но уже начинает приходить в упадок.
Конечно, не обошлось без компьютерных спецэффектов. Иначе было бы невозможно показать подлинный ландшафт Древней Александрии, радикально изменившийся за тысячелетия. На экране были заново созданы не только острова и реки, но даже «перерисовано» небо — ведь с IV века положение Земли изменилось, и какие-то звезды просто перестали появляться на небосклоне.

Динамичный сюжет, наполненный любовными перипетиями, уличными стычками, философскими диспутами и астрономическими изысканиями, создает реалистичную и объемную картину древнего мира. Мира, который страшно далек, хотя осязаемые следы его пребывания — фаюмские портреты, тексты Геродота, колонну Диоклетиана — все еще восхищают нас. Разумеется, «Агора» больше, чем просто пеплум. Режиссер реконструирует прошлое как будто только затем, чтобы подвести зрителей к столь болезненной сегодня теме нетерпимости. На одном полюсе — красота древней Александрии, на другом — религиозный фанатизм ее жителей. Одежда, архитектура, даже картина звездного неба — все изменилось с тех давних времен, когда жила Гипатия. Но политические убийства и религиозную вражду человечество не изжило и за тысячелетия. Впрочем, и без такой серьезной смысловой нагрузки картина доставит истинное удовольствие всем, кто ждет от кино эффектной картинки и захватывающей истории.