Главный фильм Терри Гиллиама и последний — Хита Леджера, чье воображение поразит «Воображариум»?

«Воображариум доктора Парнаса» стал фильмом с историей, не успев выйти на экран. С историей, увы, печальной. В картине сыграл свою последнюю роль актер Хит Леджер, чья гибель в 2008 году едва не прервала съемки. Однако режиссер Терри Гиллиам пригласил для продолжения работы Джонни Деппа, Колина Фаррелла и Джуда Лоу, закончивших образ героя Леджера, и «Воображариум» все-таки состоялся.

Фильм Гиллиама принадлежит к категории несомненно талантливых вещей, с которыми сильно перемудрили. История с волшебным зеркалом в потрепанном балаганчике, отправляющем людей в мир их мечты, легла в основу чего-то весьма изобретательного, порой очень красивого, но в конце концов, невообразимо сумбурного. В зазеркалье гостей поджидает почти булгаковский дьявол (Том Уэйтс), и возвращаются обратно только те, кто не попадается на его удочку. «Удочки», правда, нехитрые: пивнушка, мотель с номерами на час. Готовые променять сюрреалистичные фантазии на вполне реальные и грязноватые радости — упс, сделали неправильный выбор. Владелец зазеркалья доктор Парнас (Кристофер Пламмер) и враг рода людского знакомы что-то около тысячелетия, на протяжении которого делают ставки на завлеченных в подсознание бедняг. Ставка для последнего пари — дочь доктора Парнаса Валентина (Лили Коул).

По официальной версии, Воображариум символизирует мир киноискусства, а Парнас — это alter ego самого режиссера. И все бы ничего, если бы на этой основе была построена сколько-нибудь четкая концепция. Однако выдвинутый самим Гиллиамом на первый план персонаж, по имени Тони, бесповоротно запутывает ситуацию.

Тони (Хит Леджер) — незнакомец, присоединившийся к маленькой труппе доктора Парнаса при загадочных обстоятельствах. Его нашли повешенным под мостом, однако живым и с признаками амнезии. По мере возвращения памяти выясняется, что Тони — парень не промах и не такая уж невинная жертва. Плохие парни в качестве главных героев — обычное дело. Вот только при всей харизматичности Хита Леджера, утроенной Джонни Деппом, Колином Фарреллом и Джудом Лоу, в которых он превращается в Воображариуме, Тони — не главный герой. Загадка вокруг его появления, терзающая фантазию зрителей, так и не находит удовлетворительного разрешения, да и зачем он вообще был — остается непонятным.

Фильм Терри Гиллиама похож на плохой детектив, с головокружительной завязкой, эффектным развитием и почти без всякой развязки — словно режиссер заигрался в роскошных пейзажах Воображариума и запутался в причудливых переплетениях реального и ирреального. Впрочем, учитывая, что сценарий экстренно перекраивался после смерти Леджера, сюжетным непоняткам можно найти и другое объяснение. Как бы то ни было, в результате публика получила яркое зрелище, великолепных актеров и целый слоеный пирог смыслов, который придется по вкусу поклонникам Гиллиама и покажется совершенно несъедобным всем остальным.