– Виктор Николаевич, известно, что идею “Кукушки” Александру Рогожкину подбросили вы с Виллэ Хаапасало. Режиссер говорит, что он ее переработал. Какова она была изначально?

– Мы с Виллэ играли в Финляндии в спектакле “Записки сумасшедшего”. Я не говорю по-фински, но вынужден был общаться. Предложил Виллэ: “Давай придумаем историю про советско-финскую войну 39-го года: русский солдат, отбившийся от части; финский, возвращающийся домой, и женщина-карелка, с которой они не могут изъясняться”. Виллэ ответил: “Да ну, не получится у нас”. В общем, лет шесть мы это в себе держали, а потом пришли к Рогожкину с предложением написать пьесу для театра. Однако обстоятельства сложились по-другому. Рогожкин готовился снимать фильм “Дом”, но все развалилось, он переживал из-за этого. И вдруг появилась новая идея для киносценария.

– С Виллэ Хаапасало у вас сложился очень органичный дуэт.

– У нас много идей, вот одна претворилась в жизнь. Мы с ним дополняем друг друга. Виллэ более холодный, обстоятельный. Я импульсивнее, эмоциональнее. Хотя он тоже какой-то частью русский, учился здесь, Гоголя на русском играет, шутки понимает, и даже выпивает, когда это не в ущерб работе. На “Кукушке”, к слову, мы не выпивали. Приехали, посмотрели стойбище, эту красоту и вдруг поняли, что нам будет холодно, тяжело, но на съемочной площадке мы не притронемся к алкоголю ни в каком виде. Дали слово и сдержали его.

– Когда посмотрели картину первый раз, сразу поняли, что получилось “большое” кино?

– Мы знали, что сделали честное кино, но то что оно получит такую высокую оценку, не ожидали. Это невозможно предвидеть. Наш продюсер Сергей Михайлович Сельянов тоже сомневался, что будет прокат, сначала он думал, что это чисто фестивальный фильм. У “Кукушки”, конечно, не будет такого проката, как у “Особенностей…”, но это искреннее глубокое кино. Там даже для меня есть много непонятного. Два раза видел и каждый раз по-иному.

– Александр Рогожкин говорит, что у вас очень сложная задача. Вы привыкли быть на первом плане, а здесь должны подыгрывать другим партнерам, быть ведомым в трио. Как вы справлялись?

– В “Кукушке” только одна главная роль – Картузова. Две остальные – заглавные. Потому что героиня Анни – Кукушка, ее так зовут. А персонаж Виллэ – кукушка по обстоятельствам. Текста у меня мало, но без Картузова какая бы история была?!

– Ваш герой по ходу фильма вспоминает своего знакомого Виктора Бычкова. Актерская импровизация?

– Шутка такая. Это Рогожкин написал. Потом он говорил, что нужно фамилию поменять, но в результате все оставил как есть.

– Виллэ похож на своего героя – прагматика, настоящего протестанта?

– Да, конечно. Финнов, иностранцев вообще, жизнь заставляет быть такими. Без звонка ты в гости к ним не придешь.

– К Виллэ нельзя прийти в гости без звонка?!

– К Виллэ можно, но он “испорченный” финн.

– Ваши отношения с Александром Рогожкиным можно назвать дружескими?

– Уважительно-дружескими. Он умный человек, в какой-то момент его начинает раздражать мое непонимание, моя серость. Но он терпит, иногда подшучивает, иногда смеется, иногда ему бывает интересно, иногда не очень. Он трепетно относится
к человеческим взаимоотношениям.

– Рогожкин собрался снимать мультфильм о тараканах. Вы не разговаривали о возможности участия в “озвучке”?

– Я бы лучше там сыграл. Как-то спросили, когда мне дадут кинематографическую награду. Я ответил, что только за роль в мультфильме, если вокруг будут все пластилиновые, а я один – живой…

– “Кукушку”, возможно, выдвинут на “Оскар”…

– Выдвигают, как я понимаю, Госкино и Союз кинематографистов. Их руководителям фильм нравится, в том числе Никите Сергеевичу Михалкову – он мне это говорил лично. Конечно, “Сони классик”, компании, которая купила фильм для показа в Америке, выдвижение “Кукушки” на “Оскар” выгодно.

– Не посещала шальная мысль: вот получим “Оскар”, пригласят поработать в Штаты…

– У меня была мечта – сфотографироваться на фоне надписи “Hollywood”. Снялся, когда ездили в США с “Убойной силой”. Поработать там? Ну, Володя Машков пытается… Все, кто туда ездит, играют бандитов, плохих русских. Мне кажется, это обидно для страны, которая их воспитала.