Михаил Котомин
15 января 2010

«Душевная кухня»: кулинарные проблемы нацменьшинств

Фатих Акин — режиссер культовой ленты «Головой о стену» круто изменил стилистику. В его картине «Душевная кухня» на смену жесткому пассонарному повествованию пришел развеселый многонациональный карнавал.

Немец турецкого происхождения — 35-летний режиссер Фатих Акин — главная надежда немецкого кинематографа. Его фильм 2003-го года «Головой о стену» стал первым немецким фильмом, победившим на Берлинале за последние 18 лет. Впрочем, своей новой лентой он преподнес неожиданный сюрприз как кинокритикам, так и зрителям. Он снял этническую комедию, с долей романтики, политкорректной социальностью и оглушительным хэппи эндом.

Грек Зинос (Адам Бусдукос) держит медленно, но верно загибающийся ресторан под названием Soul Kitchen (отсюда и название русской прокатной версии, soul — не только музыкальный стиль, но и «душа» по-английски) где-то на окраине Гамбурга. Дела, несмотря на душевность всех сотрудников и завсегдатаев заведения, идут скорее шатко, чем валко. Вдобавок девушка Зиноса собирается переехать в Шанхай и недвусмысленно выносит кулинару-романтику мозг на предмет выбора между любимым делом и любимой женщиной. Тем временем, брат ресторатора (Мориц Блайбтрой), отбывающий срок в местах лишения, но совсем неподалеку, требует пристроить его на работу, чтобы получать увольнительные часы и дни (в немецких тюрьмах такое бывает). Ситуация осложняется тем, что брат, как настоящий грек, склонен скорее предаваться гедонизму и носить гигантский нательный крест, чем работать. Сразу по ходу дела — заметка на полях — то, как режиссеру удалось превратить нордического красавца в ближневосточного раздолбая — один из самых удачных актерских трюков. Герой фильма «Беги, Лола, беги» ничуть не напоминает опереточного усача, а вполне органично вплетается в кустурицеобразную комедию, в которую Фатих и играет.

Возвращаясь к сюжету, добавьте еще ряд проблем, свалившихся на Зиноса. Это и острый приступ радикулита, вылечить который не представляется возможным, во-первых, из-за отсутствия у иммигранта медицинской страховки, а во-вторых, по причинам сюжетным — ближе к финалу с этой задачей справится принцесса с берегов Босфора. И злодей-одноклассник, норовящий выкупить ресторан, чтобы снести его и на освободившейся территории предаться грязным манипуляциям с недвижимостью. И сексуально озабоченная налоговая инспекторша. И полубезумный повар, чуть что мечущий кухонный нож куда ни попадя. (В роли последнего, кстати, и снялся Бирол Унел — один из самых харизматичных актеров современного кино, звезда картины «Головой о стену».) Когда ситуация окончательно заходит в тупик: девушка бросает, а ресторан отнимают, чудо все-таки случается. И начинается жизнь, красивая как пряник, под звуки старого винила и восточных мотивов.

Можно было бы сказать, что от социального критика, размышляющего на острую тему двойной национальной identity и трагедии невозможности человеческого взаимопонимания, каким Фатих представал в предыдущих картинах, не осталось ничего. Кажется, что это коммерческий продукт, лишь отчасти напоминающий стиль автора «Головой о стену» или «На краю рая». Но есть нюансы. Во-первых, перед нами профессиональное современное кино, в меру киноманское, в меру развлекательное, замешанное на модной в последнее время пазловой драматургии. А во-вторых, вполне возможно, что мы имеем дело с сознательным облегчением острой социальной проблемы. На смену трагедии пришла сказка, чей терапевтический эффект еще сильнее. В этом смысле, новый фильм турецкого немца, странным образом, отсылает не только к британским комедиям о нацменьшинствах, но и к такой же сказочной ленте Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб». Современные сказки — не самое неприятное явление на свете. Стоит посмотреть, одним словом.

Отзывы о ««Душевная кухня»: кулинарные проблемы нацменьшинств»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 8 мая (ср) | Россия, 2019, 100 к/т, Военный, Драма с 8 мая (ср)

Военная драма о судьбе девушки, пережившей блокаду Ленинграда.

с 9 мая (чт) | Австралия, США, 2018, 48 к/т, Драма, Исторический, Триллер с 9 мая (чт)

Три дня противостояния смерти, три дня борьбы за выживание…

с 10 мая (пт) | США, 2019, 117 к/т, Комедия с 10 мая (пт)

Энн Хэтэуэй и Ребел Уилсон в комедии об отвязных охотницах за деньгами.

с 25 апреля (чт) | Ирландия, 2019, 26 к/т, Детектив, Драма, Триллер, Биография с 25 апреля (чт)

История создания первого в истории словаря английского языка в исполнении Шона Пена и Мэла Гибсона.

с 25 апреля (чт) | Великобритания, Германия, США, 2019, 1 к/т, Военный, Драма, Мелодрама с 25 апреля (чт)

Любовная история представителей враждующих наций в послевоенной Германии.

с 16 мая (чт) | Франция, 2018, 30 к/т, Драма с 16 мая (чт)

История девочки, которая учится жить без родителей.

с 25 апреля (чт) | Германия, Израиль, Франция, 2019, 7 к/т, Драма с 25 апреля (чт)

Странная комедия об израильтянине, который решает стать французом.

с 16 мая (чт) | США, 2019, 117 к/т, Боевик, Триллер с 16 мая (чт)

Суперкиллер Джон Уик после нарушения кодекса тайной гильдии ассасинов получает статус изгоя.

с 10 мая (пт) | Россия, 2019, 112 к/т, Военный, Боевик, Драма, Исторический с 10 мая (пт)

История Афганской войны глазами участников по разные стороны баррикад.

с 1 мая (ср) | США, 2019, 68 к/т, Драма, Мелодрама с 1 мая (ср)

Трогательная история любви двух больных фиброзом.

с 29 апреля (пн) | Бельгия, Франция, 2019, 1 к/т, Драма с 29 апреля (пн)

Документальная драма Франсуа Озона о тайных грехах священнослужителей.

Искрометные телепроекты, которые точно заставят вас забыть о проблемах на время просмотра.