История Амелии Эрхарт, знаменитой летчицы, первой женщины-пилота, совершившей трансатлантический перелет, — блестящий бенефис Хиланри Суонк, в очередной раз после «Малышки на миллион» сыгравшей «железную леди».

Создание легенды — одна из важнейших задач Голливуда. Формирование образа героя, спасителя, сильной личности позволяет кинематографистам творить на экране мечту, а это, признаемся сами себе, именно то, чего мы ждем от фильма. Особенно хорошо удаются голливудским мастерам ленты о реально существовавших американских героях. Можно вспомнить и классику, к примеру, «Юного мистера Линкольна» Джона Форда, и современные ленты вроде «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» Оливера Стоуна и «Чаплина» Ричарда Аттенборо. Особенностями подобного рода фильмов являются четкие документально подобранные истории из жизни главных героев с обязательной моралью, что позволяет авторам правильно расставить акценты в биографии подчас неоднозначной личности. Именно так формируется мифология общества, именно так появляются новые герои, способные воспитывать молодежь.

История авиации почти так же коротка, как и история кино, но в ней много динамичных ярких эпизодов, вдохновляющих кинематографистов. Не случайно, не так давно вышедший «Авиатор» Мартина Скорсезе рассказывал не просто историю Говарда Хьюза, человека с большими деньгами и амбициями, но скорее историю о человеческой мечте, о том, к чему на самом деле стремится человеческая душа.

Фильм «Амелия» Миры Наир продолжает тему мечты и раскрывает зрителю биографию знаменитой американской летчицы Амелии Эрхарт. Согласно авторской мысли, основные факты ее жизни показаны в законченных эпизодах. Хилари Суонк в очередной раз воплощает на экране образ «американской мечты», человека, добившегося всего собственным трудом и целеустремленностью. Амелия впервые появляется перед зрителем, еще не будучи профессиональным пилотом. Она просто влюблена в небо и делает все возможное и невозможное, чтобы летать. В этом ей помогает известный издатель Джордж Путнам (его играет Ричард Гир), который вскоре становится ее мужем. Дальнейшие шаги Эрхарт к славе показаны пунктиром — вот она совершает трансатлантический перелет, вот ее приветствуют жители Нью-Йорка, вот она флиртует с симпатичным пилотом Джином Вайделом (Юэн МакГрегор), вот она собирается в свое последнее кругосветное путешествие. Особое значение приобретает каждый из эпизодов из-за того, что зритель знает: героиня исчезнет во время попытки пролететь над Тихим океаном в 1937 году. Почти все эмоции персонажей переданы очень ярко. Мы видим не зарождение чувства между Путнамом и Амелией, а его пик, не сухую информацию о полете, а завораживающие виды водопада Виктория. Фактически перед нами масштабный фильм о свободе, о стремлении к ней, и, если обобщить, о возможностях женщины. Это картина не просто о том, как стать знаменитым, а о личных переживаниях, терзаниях и мечтах неординарной личности.

Безусловно, основной «козырь» «Амелии» кроме блистательной игры Хилари Суонк, — это операторская работа. Английский мастер Стюарт Драйборо, в арсенале которого и авторские проекты вроде «Пианино» Джейн Кэмпион, и стильные романтические комедии «Дневник Бриджит Джонс» и «Кейт и Лео», создает уникальное историческое пространство, наполненное мелкими деталями интерьера, аутентичной одеждой, газетными вырезками. Кроме того, в картине много потрясающих съемок с воздуха, которые показывают привычный мир в новом ракурсе, знакомят зрителя с природными красотами, а главное, являются великолепным обрамлением для рассказа о великой Амелии Эрхарт.