Один из самых харизматичных героев мировой литературы наконец-то нашел свое место в сердцах современных кинопродюсеров. Романы Конан Дойля будут теперь издаваться с изображением Роберта Дауни-младшего на обложке.

В общем, встречайте «Шерлока Холмса», главного конкурента «Аватара» по новогодней кассе.

О том, что, претерпев легкие трансформации, викторианский сыщик может сделать сногсшибательные сборы, догадались еще создатели «Доктора Хауса». Как ни крути, а именно он стал первым Холмсом тысячелетия. В Дауни — почетном Холмсе № 2 из нового фильма Гая Ричи — фирменного и сущностного от детектива-теоретика еще меньше, чем в Хью Лори. Дело в том, что воздержание, английский юмор и изысканные манеры — вообще не формат для современного киногероя. Лори и Дауни, оба играют мелких пакостников со сверхспособностями. Хаус, в отличие от Холмса-Дауни, регулярно пользуется своим интеллектуальным превосходством. Зато последний — вырубает почти любого противника на раз-два-три, лихо сигает с обалденной высоты в Темзу и вообще суперменит в каждом кадре. Делает он это, надо признать, на уровне, за что ему сразу прощаешь использование скрипки в качестве гавайской гитары. «Шерлок Холмс» насыщен таким изобретательным и остроумным экшном, что «Пираты» нервно курят в сторонке. Кстати, едва ли не единственная демонстрация дедуктивной аналитики со стороны Холмса связана именно с бойцовскими сценами.

С другой стороны, когда ж ему, бедному, ползать с лупой по углам, когда на него то наскакивает хамящий по-французски верзила, которого никаким электрофорным шоком не проймешь, то жгут, то взрывают, то режут свинорезкой. Холмсу, отданному на потребу кинозалу, некогда возиться с теориями — у него, между прочим, инфернальный Мориарти, восставший из склепа, планирует сначала отравить весь британский парламент, а потом завоевать мировое господство. При таком раскладе не то что Холмс — даже вечный мямля Ватсон должен проявить характер. Так что герой Джуда Лоу палит по чем зря, бьет не в бровь а в глаз — иногда даже самого Шерлока, когда тот, набравшись манер у Хауса, начинает хамить его невесте.

Между прочим, о дамах... Как у всякого британского Бонда, у Холмса должна быть девушка. Мимолетная дойлевская Ирэн Адлер пришлась как нельзя кстати, поэтому с романтикой в фильме все в порядке. И поскольку первый поцелуй был, а последнего — не было, все в порядке с романтикой будет, видимо, во всех грядущих сиквелах.

Несмотря на то, что «Шерлок Холмс» Ричи — одно большое отступление от оригинала (но — честно — кто-то ждал, что будет по тексту?), он не вызовет негатива даже у очень больших поклонников Дойля. В фильме каким-то чудом ладно смонтировался избыточный сюжетный сумбур. Дауни, не похожий ни на одну даже самую извращенную версию Холмса, когда-либо выходившую в свет, все же изображает очень симпатичный персонаж. Возможно, надень он классическое кепи и приклей на нос горбинку, выглядело бы все это куда неуместнее, чем его трехдневная щетина и брутальная небрежность в одежде. И, между прочим, знаменитый беспорядок в комнате Холмса у Ричи вышел просто бесподобным. Даже более впечатляющим, чем бардак в замке миядзакиевского Хаула. Изобразительный ряд в фильме вообще добротный — от злачных лондонских подворотней до роскошного вида с недостроенного Тауэрского моста. Еще лучше — музыка. Псевдоирландский драйв от Ханса Циммера делает свое ритмичное дело. И кроме того — последнее не по значению — выдающиеся шуточки. Остроумные диалоги — пол-оскара в кармане.

Самым же непредсказуемым разочарованием «Шерлока Холмса» стал доктор Ватсон. То ли Джуду Лоу очень не идут усы, то ли его истощил слишком активный образ жизни персонажа, то ли подвела вынужденная — рядом с отвязным Холмсом — положительность. Он скучен, невыразителен и ничем поклонников не радует. Ну да ведь это мелочи, нет? Вон у Кэмерона вообще живого человеческого лица не дождешься, все синие мутанты, и ничего.