Режиссер и писатель Павел Санаев мог бы чувствовать себя дважды именинником. На этой неделе он представляет свой режиссерский проект «На игре», а на подходе — экранизация его бестселлера «Похороните меня за плинтусом».

Но не все так радужно. О том, чем его не устроила киноверсия «Плинтуса», о новом романе и смысле режиссерской жизни Павел рассказал «Вашему досугу».

О сложном выборе между «Плинтусом...» и «На игре»

На одной чаше весов оказалась экранизация моей повести «Похороните меня за плинтусом», а на другой — фильм «На игре». Первая вещь проверена временем, все вокруг уверяли: «Какие могут быть сомнения, надо делать именно это!» Второе — неизведанная история с ненаписанным сценарием и вопрос, как же за все это взяться, – спецэффекты, бюджет, стрельбу... Но у меня возникло внутреннее ощущение, что я должен выбрать «На игре».

Момент был непростой, и я благодарен маме (актрисе Елене Санаевой. — Прим. «ВД») за понимание. Она хотела играть бабушку и рассчитывала, что мы вот-вот возьмемся экранизировать «Плинтус». А когда узнала, что я склоняюсь к другому выбору, запереживала: «Паша, неужели ты не понимаешь, что, как только ты откажешься от съемок, на роль бабушки подыщут другую актрису?» Я отвечал: «Да нет, мам, не может быть! Есть договоренность со студией. Я ведь даю им для постановки сценарий по бестселлеру!» Но выяснилось, что мама была права. Приглашенный Снежкин взял на эту роль Светлану Крючкову, и хотя я пытался его уговорить, взывал к «договоренностям» со студией, — без толку. Все договоренности бесполезны, если не прописаны в договорах с жесткими условиями.

О том, не хочет ли он снять свое имя с титров «Плинтуса»
Фильм запускался по моему сценарию, но Снежкин (известный петербургский режиссер Сергей Снежкин, экранизировавший в итоге книгу. — Прим. «ВД») переписал историю по-своему. Так что в титрах осталось только «по мотивам повести Санаева». Мне неприятно, что фильм получился совершенно не таким, каким бы мне хотелось, но я ни секунды не жалею, что не взялся за постановку сам. Я эту историю уже рассказал. Зачем было тратить еще полтора года жизни, чтобы рассказать ее повторно? Тем более что мой сценарий требовал большего бюджета, мы собирались покупать песни восьмидесятых, использовать компьютерную графику... А еще предполагался более светлый финал. Все получилось по-другому, но это плата за сделанный два с половиной года назад выбор. И потом, студия все равно заставляла бы меня укладываться в скромный бюджет и снимать всю историю за тридцать дней в одной квартире. И это была бы такая драма — уродовать свой замысел своими же руками, — что закончилось бы все, наверное, больничной койкой.

О планах — киношных и литературных
Сейчас мы заканчиваем вторую часть фильма «На игре», она появится на экранах в феврале. А потом собираюсь сесть за написание романа «Хроники раздолбая», который давно ждет своего часа. Выйдет он, даст Бог, через год в издательстве «АСТ».

Об авторском тщеславии
Я лучше буду автором одной книги, которую читают все, чем напишу несколько никому не нужных. И если моя новая книга «Хроники раздолбая» получится на том же уровне, то книг у меня будет как минимум две. И конечно, стиль повествования у новой книги будет похожим — это ведь мой стиль.

О признании коллег и признании публики
Я работаю в жанровом кино, и для меня гораздо важнее количество зрителей, пришедших на сеанс. Так что посмотрим, какими будут кассовые сборы. И конечно, мне важно, чтобы фильм был хорошим. Если вдруг фильму «На игре» дадут какой-то приз — за звук, или операторскую работу, или кто-то из актеров получит его, или вдруг я, – мне будет приятно, лукавить не стану.

О своей Москве
Могу рассказать, какой я люблю Москву и как люблю по ней гулять. Мне нравится, когда в городе выходной день, нет пробок, и на машине можно проехать по Тверской, выехать к «Детскому миру», потом проехать по бульварам, со стороны Кутузовского. Получается такая автопрогулка, когда ты видишь город со стороны. Есть у меня и любимый пешеходный маршрут. Иду от Белорусской вниз по Тверской до Манежной площади, потом поднимаюсь вверх по Новому Арбату, гуляю по Садовому и возвращаюсь обратно. Такая прогулка занимает часа четыре, я ее совершал несколько раз, но это было, к сожалению, давно.

О смысле жизни режиссера
Когда я закончил картину «Последний уик-энд», подумал: я потратил столько сил, высказал идею, но ведь я ничего не изменю в жизни по большому счету. А для чего тогда снимать кино? А вот для чего. Как-то я наблюдал за кассиршей, сидящей в супермаркете и шестой час пробивающей чеки. Подумайте, сколько на свете людей, которые занимаются монотонной работой, не дающей никаких эмоций! А самый лучший источник эмоций в чистом виде – кино. Приходишь на полтора часа в кинозал, получаешь море впечатлений и чувствуешь себя отдохнувшим.


40-летний Павел Санаев родился в артистической семье: его дедом был известный актер Всеволод Санаев, мамой — актриса Елена Санаева, отчимом — Ролан Быков. Еще школьником Павел начал писать книгу «Похороните меня за плинтусом». В 25 лет опубликовал ее — и наутро проснулся автором всенародного бестселлера. Безумно смешная, полная сюрреализма и достоевщины автобиографическая книга до сих пор вызывает споры: имеет ли право автор так откровенно писать о реальных — и притом всем известных — людях.

 В послужном списке Санаева также перевод множества хитов эпохи видеосалонов (это его голосом говорят герои фильмов «Один дома» и «Остин Пауэрс»). Как режиссер он снял фильмы «Каунасский блюз» (2004), «Последний уик-энд» (2005) и «Нулевой километр» (2007).