Десять дней киноманам не будет покоя. С 21 по 30 июня состоится главное кинособытие года – XXIV Московский международный кинофестиваль. Опять будем почти как зашифрованное послание читать список конкурсных картин, хлопотать о лишних билетиках, открывать для себя незнакомые имена и смотреть, смотреть, смотреть хорошее и не очень, скандальное и традиционное, простоватое и высоколобое, печальное и забавное, одним словом, такое разное кино.

Схватка за кино

Конкурс – святая святых фестиваля категории “А”, высшей в мировой киноиерархии. Собирать со всего мира картины, созывать интернациональное жюри и раздавать официальные призы – вот привилегия, которая роднит Москву с такими кинематографическими столицами как Канны, Берлин и Венеция. Год напролет между международными фестивалями идет борьба практически за одни и те же картины: ведь шедевров снимается не так много! Кто выходит победителем из схватки, вопрос давно уже решенный. Как не печально это звучит, главная доблесть и главная цель для тех, кто не из первой тройки, - сохранить достойную мину при не всегда хорошей игре.

На этот раз - 16 фильмов в конкурсной программе ММКФ. Это на один меньше, чем в прошлый раз, и как минимум на 4-6 картин скромнее, чем на крупнейших фестивалях-конкурентах. Главное достижение 2002 года: России будет много. Наконец-то баланс между зарубежным и отечественным кино восстановлен: в конкурс вошли “Кукушка” Александра Рогожкина, “Чеховские мотивы” Киры Муратовой (правда, это не стопроцентно российская лента, а копродукция с Украиной) и дебютная картина “Одиночество крови” Романа Прыгунова – сына известного актера Льва Прыгунова. Последняя обещает сюрпризы: в роли молодого ученого, сделавшего важное открытие, снялась Ингеборга Дапкунайте, а компанию ей составил столь модный в последнее время Гоша Куценко (“Апрель”, “Антикиллер”).

К трем российским фильмам нынешней фестивальной афиши присоединятся 5 лент из Западной Европы, 3 – из Восточной, 2 картины из Азии (Иран и Япония), 1 бразильская (“Тайная жизнь” Сузаны Амарал) и два фильма совместного производства: “Дом на Турецкой улице” Боба Рейфелсона (США – Канада – ФРГ) и “Сердце медведицы” эстонца Арво Ихо (Эстония – Россия – ФРГ – Чехия).

Оценивать фильмы и раздавать “святых георгиев” будет жури под председательством писателя Чингиза Айтматова: почти сплошь одни режиссеры - Карен Шахназаров (Россия), Фрут Чан (Гонгонг), Ракшан Бани Этемад (Иран), Джессика Хауснер (Австрия), Йос Стеллинг (Голландия) - и примкнувшая к ним художница по костюмам Доминик Борг (Франция), прославившаяся своими работами к фильмам “Камилла Клодель” и “Братство волка”.

Во всем виноваты Канны

Ситуация странная: для зрителей конкурс ММКФ – событие проходное, зато гарнир – все то, что должно, по логике вещей, обрамлять основное блюдо - главное. Именно за лишние билетики на фильмы внеконкурсной программы мы будем биться в надежде причаститься к киноискусству, выписанному с крупнейших мировых фестивалей.

Несмотря на наличие трех отечественных лент в конкурсе, делать какие-то далекоидущие выводы о возросшем престиже ММКФ пока еще рано. Ни “Русский ковчег” Александра Сокурова (представлен в Каннах этого года), ни “Олигарх” Павла Лунгина, который обещает стать значительным кинособытием – в качестве участников ММКФ даже не рассматривались. Московский фестиваль как был, так и остался не законодателем киномоды, а скорее приятной возможностью ознакомиться с продукцией крепкого среднего уровня.

От того, что происходит за бугром, мы как были, так и остались зависимы. Только одна деталь: в этом году Московский фестиваль не смог своевременно объявить свою программу, потому что… Канны открылись на неделю позже, чем обычно, и устроители ММКФ не успели подписать договора на показ лент каннской программы. А ведь “Человек без прошлого” Аки Каурисмяки, “Арарат” Атома Эгояна, “Сын” братьев Дарденнов, “Паук” Дэвида Кроненберга (эта картина может появится в качестве фильма-сюрприза; впрочем, не исключено, что его место займет “Пианист” Романа Полянски) – новинки, которые киноманы ждут, затаив дыхание. Кажется, ради них мы уже готовы простить Московскому кинофестивалю и вечную неорганизованность, и избыток не слишком хорошего кино. Только вот если Канны еще сильнее передвинут свои сроки, Бог знает что случится с ММКФ.

Жемчужинки на гарнир

Как и год, и два, и три назад, настоящие жемчужины следует искать в списке спецпоказов, предпремьер и в программе Петра Шепотинника “Восемь с половиной”. Кстати, приятное известие для домоседов и ленивых: большинство фильмов, которые будут показаны вне конкурса, выйдут в широкий прокат еще до конца года.

То, что фестиваль стал выгодной площадкой для рекламы первоклассного некоммерческого европейского кино, - пожалуй, самая положительная тенденция. Прошлогодний успех французской картины “Амели” и фильма австрийца Михаэля Ханеке “Пианистка” открыл путь, по которому на этот раз собираются пойти “8 женщин” Франсуа Озона, стартующие в российском прокате уже во время фестиваля 27 июня (подробнее об этом и одной из его звезд - в рубрике “Кино”), выходящий 4 июля “Госфорд Парк”, “Нет вестей от бога” (российская премьера назначена на 1 августа) и еще с десяток лент.

Программа “Восемь с половиной” откроется фильмом о птицах. Жак Перрен – бывший актер, а ныне режиссер и продюсер – создал сенсационную по методу съемок ленту “Кочевники / Птицы”, где зрителю предоставляется возможность пережить все ощущения пернатых героев во время перелета стаи. Также обещает стать событием “Кошачье мяуканье” (“Смерть в Голливуде”) живого классика Питера Богдановича – детективная история из времен “сухого закона” о загадочном убийстве на яхте мультимиллионера Уильяма Херста, и страстная драма “Дождь” многолетней помощницы Мартина Скорсезе Кэтрин Линдберг.

“АиФОРИЯ” – программа только по названию новая. В прошлом году курируемый критиком Андреем Плаховым проект “АиФ – другое кино” уже наделал немало шума. “АиФОРИЯ” его прямая наследница. В ее рамках в первый раз в России покажут “Арарат” канадца Атома Эгояна с Шарлем Азнавуром в главной роли, новинку от жутко плодовитого (снимает по 4-5 фильмов в год) японца Такаши Миике “Счастье семьи Катакури” и ленту-призера прошлогоднего Венецианского фестиваля “Свадьба в сезон дождей” индианки Миры Наир.

И последний маленький, но приятный сюрприз. Во время фестиваля впервые на большом экране можно будет увидеть “Широко закрытые глаза” с Томом Крузом и Николь Кидман – последний фильм Стенли Кубрика (“Заводной апельсин”, “Космическая одиссея – 2001”). Картина совершенно незаслуженно была выпущена напрямую на видео без широкого проката в России. ММКФ, видимо, решил восстановить справедливость.