То, что Эшли Джадд попала в Голливуд, где большинство женщин похожи на розовую сахарную вату, просто удивительно. Ведь она родилась в самом южном штате Америки - Кентукки. Там каждая женщина немножко Скарлетт О’Хара: умеет не только рожать детей, но и строить дома, пахать землю и лечить коров.

Ее мама Наоми и старшая сестра Вайнона - самые главные кантри-певицы Америки. Их дуэт “Джаддз” на протяжении почти десятилетия возглавляет все музыкальные чарты. Но Эшли совершенно не похожа на них. Старшие “Джаддз” носят длинные юбки с рюшами и поют под гитару про поля, которые “заколосились пшеницей”, а Эшли снимается в кино в ролях женщин, которые почти всегда сильнее мужчин.

Отец оставил семью, когда Эшли было года два. С этого момента мать с дочерьми должны были заботиться о себе сами. Бесконечные переезды из штата в штат, бесчисленное количество школ, которые сменили девочки (двенадцать за тринадцать лет переездов), астрономическое число мест работы, которые сменила мама. В какой-то момент они полностью перешли на натуральное хозяйство: не только выращивали в горшках помидоры, но и самостоятельно варили мыло.

Когда Наоми наконец нашла свою золотую жилу – песни, Эшли оказалась предоставлена самой себе. По сути, тогда она и понятия не имела, куда девать так легко доставшуюся свободу. Ей было абсолютно все равно, чем заниматься. Сначала Эшли учила французский язык в Кентуккийском университете, потом все бросила и уехала в Голливуд, где еще года два, как большинство старлеток, работала официанткой.

Кинодебют состоялся в фильме “Каффс” (1992), где Джадд сыграла с Кристианом Слейтером. Эшли взяли после первой же пробы, хотя и не на ту роль, на которую она претендовала: вместо главной партии ей достался эпизод с парой реплик.

Главную роль она получила только через год в довольно непритязательной мелодраме “Руби в раю” (1993). Зато следом за “Руби” была... Мэрилин Монро, точнее, роль молодой ММ - брюнетки Нормы Джин Бейкер, в весьма неплохом телефильме “Норма Джин и Мэрилин”, за который Эшли Джадд получила “Эмми”.

Далее были триллеры “Схватка” и “Время убивать”. Там Эшли сыграла жен героев Роберта Де Ниро и Мэттью Макконахи, а заодно пережила в жизни с каждым из исполнителей довольно бурные романы. После такого ей грозило навсегда задержаться в амплуа “подружки знаменитости”. Но вмешалась судьба, Эшли нашла верный типаж: умная, сильная женщина, гордая южанка, которой вечно грозит опасность и которая способна мобилизовать свои силы и самостоятельно выкарабкаться из любой ситуации. Для таких ролей в Голливуде была только Джоди Фостер. Ну, может быть, еще Деми Мур.

Первый, по-настоящему удачный коммерческий фильм Эшли Джадд - “Целуй девушек”, где она в паре с седым Морганом Фрименом, расследовала массовые убийства молодых женщин. Потом был “Двойной просчет”, на роль в котором, кстати, рассчитывала Джоди Фостер, готовилась шесть месяцев, но в последний момент забеременела, и ее очень кстати заменила Джадд. В “Просчете” героиня Эшли оказывается игрушкой в руках коварного мужа, который сымитировал свое убийство, свалил всю вину на жену, заставил ее мотать пожизненный срок, а сам наслаждался выпивкой и девочками. Героиня Эшли сбежала из тюрьмы и опять сама (правда, не без помощи пожилого полицейского - Томми Ли Джонс) восстановила справедливость. В прокате “Двойной просчет” собрал почти 120 млн. долларов. В “Наблюдателе” Джадд убивала уже сама - в массовом порядке и только мужчин. Но, естественно, не от хорошей жизни. В “Особо тяжких преступлениях” соединились элементы и “Девушек”, и “Просчета”. Опять Эшли оказалась в странной ситуации, когда любимый муж - на самом деле убийца, и надо узнать правду и защитить себя, опять же не без помощи старого приятеля Моргана Фримена.

Вероятно, такое особое отношение “любовь-ненависть” к мужчинам, которые почти непременно оказывались обманщиками (“Флирт со зверем”), идет из ее детства и юности. Недаром почти все романы актрисы были с “папиками” - мужчинами старше ее. Говорят, что перед тем, как выйти замуж, Эшли очень хотела пройти со своим избранником “добрачное собеседование”: “Мы должны рассказать друг другу вещи, которыми не делятся за ужином или фильмом”.

Теперь Джадд замужем за гонщиком Дарио Франчитти и заметно успокоилась. Они живут в Нэшвилле (“чем дальше от Лос-Анджелеса - тем лучше”) в особняке постройки 1819 года. Эшли сама делала там ремонт. Еще она сама готовит, ухаживает за садом и моет своих собак цитрусовым шампунем. Кстати, все трюки в своих фильмах она тоже выполняет сама. За это Томми Ли Джонс, ее старый партнер и товарищ, известный в актерской среде своим дурным характером и грубым обхождением, называет Эшли уважительно “мадам”.