Актер Дэрек Джэкоби похож на английского художника Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) как одна капля воды на другую. И это, пожалуй, главное достижение биографической киноленты авангардиста Джона Мейбери “Любовь – это дьявол”.

“Раздевайтесь. Ложитесь в кровать” – сказал “величайший художник современности” Фрэнсис Бэкон (Дерек Джэкоби) забравшемуся в его дом вору. Шел 1964 год. Вора звали Джордж Даер (Дэниел Крейг). И именно он на семь ближайших лет стал самым непутевым любовником и самой лучшей моделью Бэкона. Как преданная собачонка, он таскался за ним на богемные посиделки в бар “Колони”, часами слушал недоступные его рабоче-крестьянскому разумению беседы об искусстве, спал на кушетке в казино, ожидая пока Бэкон спустит последние деньги, жутко переживал из-за того, что слишком чужд этому обществу, страшно пил, злоупотреблял наркотиками и в конце концов покончил с собой как раз в тот день, когда во французском Гранд-Паласе открылась одна из самых знаменитых выставок Фрэнсиса.

Эта история – быль. Жестокая, пронзительная и на удивление киногеничная. Режиссеру Джону Мейбери ни к чему было что-то придумывать. Может быть, поэтому он пошел по пути наименьшего сопротивления. “Любовь – это дьявол” оказалась под стать своему высокопарному названию. Путаная, замороченная, с большой претензией на истину в последней инстанции. Не люди – смазанные разевающие рот лица, не любовь – случайное сожительство от отчаяния и глубокой ненависти к окружающему миру. Мейбери поставил целью перенести на экран мир бэконовских полотен и с этой невыполнимой миссией успешно справился. Но стоила ли игра свеч? Ведь Бэкон – не Караваджо. С ним успеха Дерека Джармена не повторить.

***