16 мая на экраны выходит второй эпизод легендарной космической саги - “Звездные войны: Атака клонов”.
Сотни разновидностей внеземных форм жизни, тысячи боевых машин и восходящая звезда Хэйден Кристенсен в роли зарвавшегося Анакина Скайуокера. “Это будет самый высокотехнологичный фильм из всех когда-либо снятых” - обещает Джордж Лукас. Если принять во внимание, что эти слова говорит человек, сделавший из компьютерной графики кинозвезду, значит, нас ожидает действительно грандиозное событие.

Каждая сага имеет начало
Все началось с автомобильной аварии, вьетнамской войны и знаменитого японца Акиры Куросавы. Лежа на больничной койке с переломанными в автокатастрофе ногами, Джордж Лукас впервые задумался о Силе. Энергии, которая позволяла бы людям телепатически передвигать предметы или переключать каналы телевизора, по которому шли бесконечные репортажи из Вьетнама. “Как такая технологически развитая нация, как Америка, могла проиграть дикарям?” - размышлял режиссер. В его голове этот риторический вопрос уже начал складываться в сюжет о космической войне техногенной Империи с маленькой группой повстанцев-экстрасенсов, когда друзья показали ему самурайский “вестерн” Акиры Куросавы “Скрытая крепость”. В буйной фантазии молодого режиссера дальневосточные разборки перенеслись в глубокий космос, а самурайские клинки превратились в лазерные мечи звездных рыцарей. Три года раздумий превратились в десятистраничный сценарий с чудовищным названием "История Мэйса Винду, рыцаря Джедай-Бенду из рода Исаби Си-Джей Тэйпа, ученика великого Джедая". Приключения героев этого сюжета были настолько фантастическими, что об их экранизации не могло быть и речи: в те годы в кинематографе просто не существовало необходимых технологий. Но Лукас уже загорелся идеей снять первый в мире полномасштабный космический боевик.

“Я независимый режиссер. Это мое кино”
Шесть лет Лукас работал над сценарием. Придумывал новых персонажей и видоизменял старых. Он постоянно таскал с собой блокнот, куда записывал идеи для будущего фильма. Так, на глазах изумленных посетителей дешевой забегаловки он зарисовывал в свой блокнотик изображение красующегося на пыльной витрине гамбургера с маслиной – съедобного прототипа легендарного звездолета “Тысячелетний сокол”. Имена персонажей и названия планет возникали из самых обыденных предметов. К примеру, Оби-Ван “в миру” был транскрипцией символов OB-1, обозначающих марку синтезатора, а имя симпатичного робота R2-D2 - всего лишь код катушки с записью фонограммы, которую режиссер постоянно терял на съемках “Американских граффити”.

В поисках денег Лукас отправился в Голливуд и при заключении контракта со студией “XX век Фокс” показал себя дальновидным бизнесменом. Он отказался от авторского гонорара, попросив взамен права на сиквелы и использование торговой марки. Посмеиваясь над чудаком-режиссером, студийные чиновники с радостью подписали договор, который потом обернулся для них миллиардами долларов косвенных потерь.

Весьма любопытным был подход Лукаса и к подбору актеров. Вместо того чтобы использовать предлагаемых студией звезд: Берта Рейнольдса, Ника Нолти и Джоди Фостер, он пригласил никому не известных Марка Хэммила, Харрисона Форда и Кэрри Фишер. "Я хотел не просто подобрать актеров, а сделать это так, чтобы их собственные "я" совпадали с "я" моих героев" - говорил режиссер.

В начале 1977 года Лукас показал черновую версию фильма своим друзьям Стивену Спилбергу, Брайану Де Пальме и Фрэнсису Форду Копполе. “В жизни не видели ничего более абсурдного” – такой вердикт вынесли друзья. И только Спилберг тихо пробормотал: “А мне нравится. Этот фильм может сделать сто миллионов”. Но Спилберг ошибся. Фильм “сделал” в четыре раза больше.

“Кино – это то, чем я зарабатываю на жизнь”
Двадцать лет Лукас не возвращался к “Звездным войнам”. Он просто получал дивиденды, эксплуатируя популярность персонажей в телесериалах, романах, серии компьютерных игр и мягких игрушек. Начиная с 1977 года Лукас продал разных безделушек с “фирменной” символикой на 5 миллиардов долларов. “Однажды я попросил Джорджа внести меня в список на бесплатное получение по одному экземпляру всего, что он собирался произвести, - вспоминает Марк Хэммил. - Я рассчитывал получить только книгу, комикс, футболку, плакат и саундтрек. Я же не знал, что игрушки будут приходить тысячами!”

Все заработанные деньги Лукас вложил в личную киностудию. В Сан-Франциско на территории ранчо “Skywalker Ranch” (названном так в честь главного героя саги) Лукас построил свой маленький Голливуд – студию “Lucas Digital”. В ее состав вошли две крупнейшие в мире компании по созданию спецэффектов: “Industrial Light & Magic (ILM)”, специализирующаяся на изготовлении визуальных эффектов, и “Skywalker Sound”, занимающаяся звуком. Чтобы окупить уникально оборудование, Лукасу пришлось бросить режиссуру и заняться продюсированием. Вместе со Спилбергом он “сделал” не один десяток голливудских блокбастеров, включая легендарную сагу об Индиане Джонсе. Попутно за баснословные деньги Лукас “одалживал” свою студию другим кинематографистам. Без спецэффектов от “ILM” не обошлась ни одна крупномасштабная постановка последних лет, включая второго “Терминатора”, “Парк юрского периода”, “День независимости” и “Гарри Поттера”.

Так из талантливого режиссера получился гениальный бизнесмен. На сегодняшний день помимо “LucasFilm” Лукасу принадлежат еще три медиа-компании: “LucasArt”, “Lucas Licensing” и “Lucas Learning”. Кино, телевидение, книжные издательства – Лукас построил собственную империю. Он получил то, о чем мечтал всю жизнь, – творческую независимость и… перестал снимать кино.

“Это не “Титаник”. Мой фильм – для парней”
Двадцать лет Лукас не садился в режиссерское кресло. До тех пор, пока в 1997 году в честь юбилея саги не выпустил на экраны отреставрированную и дополненную новыми эпизодами версию космического боевика. “Мне было обидно, что старые копии моих фильмов не соответствовали возможностям современных кинотеатров” - так объяснил Лукас повторный выпуск трилогии. Шесть недель “специальное издание” возглавляло списки лидеров проката. 300 миллионов долларов кассовых сборов заставили режиссера вспомнить о своей давнишней мечте – доснять недостающие эпизоды. Как известно, положившая начало саге “Новая надежда” определена в титрах как эпизод IV, а ее сиквелы - как V и VI эпизоды соответственно. На волне успеха было решено начать съемки первых трех серий – пролога, сценарий которого был написан еще в 70-х.

Вышедший в 1999 году “Эпизод I: Скрытая угроза” понравился далеко не всем поклонникам саги. Зрители обвиняли Лукаса в самоповторах. Действительно, сюжетные коллизии “Скрытой угрозы” очень напоминают происходящее в “Новой надежде”. Но несмотря на внешнюю схожесть, “Эпизод I” положил начало качественно новой трилогии – не о торжестве добродетели (которую воспевали “старые” эпизоды), а об ее упадке, потере свободы и триумфе темной стороны Силы. Лукас благополучно избавился от юношеского оптимизма и теперь не просто играет “в войнушку”, а пытается разобраться в генеалогии Зла. Второй эпизод “Звездных войн” - “Атака клонов” - продолжает эти размышления.

“Романтическая история на фоне межгалактических катаклизмов” - так охарактеризовал этот фильм один из его продюсеров Рик Маккалум. Действие нового эпизода происходит через десять лет после событий, описываемых в “Скрытой угрозе”, а в основе сюжета – любовь повзрослевшей королевы Амидалы и возмужавшего Анакина Скайуокера.

Как и прежде, Лукас в первую очередь уделил внимание визуальному ряду картины. Почти в каждом кадре “Атаки клонов” используются изощренные компьютерные спецэффекты и отточенная цифровая технология. Еще в 1999 году, после премьеры “Скрытой угрозы”, Лукас хвастался: “На данный момент я располагаю такой технологией, что, если актер ошибется и посмотрит не в ту сторону, я смогу с помощью компьютерной графики повернуть его голову в нужном мне направлении”. Тогда же Лукас заявил, что собирается снимать второй эпизод без актеров, всех персонажей он хотел смоделировать на компьютере. Обещание режиссер выполнил лишь частично: людей в новом фильме играют живые актеры, зато более сотни разновидностей инопланетной фауны – “выращенные” компьютером чудища (Говорят, что при создании космических монстров использовался алгоритм, учитывающий зависимость построения их скелета от климата и рельефа родной планеты). А в контракты с актерами Лукас включил пункт об обязательном создании их трехмерной модели. Мало ли что может случиться во время съемок...

Лукас настолько уверен в успехе своего нового фильма, что, не дожидаясь результатов его проката, уже начал работу над третьим эпизодом. В данный момент режиссер ведет переговоры со звездой “Секретных материалов” Дэвидом Духовны. Предполагается, что главный специалист по пришельцам исполнит в новом фильме роль Дарта Вейдера. Несмотря на то что выход третьего эпизода космической саги ожидается только летом 2005 года, фанаты уже вовсю обсуждают возьмется ли режиссер за съемки следующей трилогии (ведь изначально задумывалось, что “Звездные войны” будут состоять из девяти эпизодов). Но, к неудовольствию поклонников, на все вопросы, касающиеся его дальнейших планов, Лукас только машет руками: “Если бы я подписался еще на три серии, то по окончании съемок последнего эпизода мне было бы 75 лет. А я не намерен снимать “Звездные войны” до конца жизни”.

Статьи:

  • 12 мая 2000 года Хэйден Кристенсен заявил журналистам, что выбран новым Анакином Скайуокером.
  • В чем Cила, брат?
  • Эван МакГрегор: “Из “Звездных войн” я запомнил косички принцессы Лейи”
  • Ангел-эксгибиционист Эван МакГрегор