На экраны кинотеатров выходит картина «Коко до Шанель» с Одри Тоту в заглавной роли. И адресована она не только любителям моды. Самое время вспомнить об одной из самых влиятельных женщин ХХ века.

Источник вдохновения
Удивительное дело, но Шанель, всегда превозносившая женственность и говорившая, что «по отдельности нет ни женщины, ни платья», почти все свои идеи позаимствовала именно из мужского гардероба: костюмы из джерси, матроски, блузки строгого фасона, не говоря уже о дамских брюках. Впрочем, мужчины всегда были для Коко чем-то вроде куска материи, из которого предстояло выкроить будущий шедевр. У Коко было немало любовников и просто влиятельных друзей: в разное время внимания очаровательной кутюрье добивались Пикассо и Дягилев, Дали и Стравинский – с последним, кстати, Шанель, по слухам, связывала бурная, хотя и мимолетная, страсть, которой не помешали даже наличие у великого композитора жены и детей. Никаких доказательств тому нет, но до чего же романтична мысль, что она вдохновила его на «Весну священную», а он ее – на поиск нового стиля в моде.

Впрочем, на Коко повлиял не только Стравинский: у каждого из близких ей мужчин она заимствовала детали одежды, которые в последствии она использовала в работе. Взять у мужчины элемент костюма значило взять стиль жизни, характер, умение быть независимой и побеждать. Граф Вестминстерский обогатил коллекции Шанель золотыми пуговицами и белыми манжетами, а благодаря великому князю Дмитрию в Париже появились женские блузки рубашечного покроя. Все тот же князь Дмитрий познакомил Шанель с парфюмером Эрнестом Бо, который по ее просьбе создал дюжину смесей различных ароматов - но понадобилась рука самой Мадемуазель, истинной женщины, чтобы выбрать пятый образец. «Пять всегда было моим любимым числом», - говорила Коко, и не прогадала: благодаря «Chanel №5» о ней заговорил весь мир.

Начало пути
Женская интуиция, помноженная на удачу, много раз помогала ей в жизни. Волею случая Габриель Шанель оказалась на сцене кафешантан Ротонда – и в самом деле, почему бы белошвейке из магазина готового платья, которую в одиннадцать лет отправили в приют при женском монастыре, не стать в восемнадцать звездой сцены?

Волею все того же случая во время выступлений – не особо удачных, поскольку талант Шанель, прозванной Коко за ее любимую песенку «Qui a vu Coco», был явно не певческий – она познакомилась с богачом-офицером Этьеном Бальсаном и согласилась стать его содержанкой. Бальсан оказался страстным поклонником верховой езды и с удовольствием брал с собой Шанель. Она прекрасно держалась в седле, и специально для верховых прогулок сшила свою первую шляпку. Вскоре Коко уговорила любовника купить ей маленькую шляпную мастерскую в Париже, хотя тот весьма прохладно относился к затее подруги. Кроме того, Шанель активно поддерживал английский аристократ Артур Кейпел: он также спонсировал Коко деньгами. Шанель и с ним не преминула закрутить бурный роман, который перерос в самую большую любовь всей ее жизни: его женитьба в 1918 году и скорая смерть год спустя стали для нее тяжким ударом. Не без участия все того же Кейпела Шанель вскоре открыла магазин одежды и в последствии часто говорила, что она ничего не добилась бы, если бы «в самом начале ее не поддержали двое мужчин». Однако их помощь была лишь фундаментом: обостренное ощущение женственности и безукоризненный вкус помогли ей в двадцатых годах прошлого века выстроить собственную империю моды. «Нельзя вечно изобретать что-то новое. Я хочу создавать классику», говорила Шанель.

Порочная страсть
Лишь однажды шестое чувство подвело Коко – когда в оккупированном Париже она завела роман с немецким офицером Гансом фон Динклаге, которого Шанель нежно называла «Шпатц» - «воробушек». Догадывалась ли она о том, какие могут быть последствия у этой любовной связи? Кривила ли душой, язвительно отвечая потом допросах: «Если в моем возрасте появляется любовник моложе меня на 15 лет, я не спрашиваю, какой он национальности», - никто уже, наверное, не узнает. Однако факты остаются фактами: кроме интрижки с обаятельным красавцем-нацистом Коко чуть было не оказалась втянута в переговоры о сепаратном мире. Динклаге убедил известную и влиятельную любовницу стать посредницей между Гиммлером и Черчиллем. Но операция «Модная шляпка», в которой Коко выступала главным действующим лицом, провалилась – обе попытки встретиться с британским премьер-министром закончились неудачей. После войны Шанель, конечно, арестовали из-за связей с нацистами, но в результате обошлись с ней довольно мягко: до трибунала дело не дошло, и Коко всего-то настоятельно рекомендовали покинуть Францию. Чтобы не скучать, своего любимого Шпатца она прихватила с собой, а чуть позже к сладкой парочке присоединился вышедший из тюрьмы Вальтер Шелленберг, начальник политической разведки Третьего рейха. Едва ли отношения внутри этого нелюбовного треугольника можно было назвать идиллическими: в Коко нарастало раздражение по отношению к любовнику и его бывшему шефу. А после смерти последнего злые языки даже поговаривали, будто она приложила к этому руку.

Роман с Динклаге оказался последним в веренице громких любовных похождений Шанель, ни одно из которых не закончилось ни браком, ни детьми: Коко всю себя посвятила женщинам, и в жизни ее не осталось места для постоянного мужчины.

Возвращение
Шанель догадывалась, о чем говорит, утверждая, что «успеха чаще всего достигают те, кто не знает, что провал неизбежен». В 1954-м году она вернулась в Париж, чтобы спасти женщин от изысков высокой моды: узкие талии и пышные юбки Кристиана Диора приводили Коко в ужас, казались отвратительным пережитком прошлого. Поначалу публика приняла новые коллекции прохладно, но она не сдавалась, раз за разом выставляя на подиум свою нестареющую классику. Так на восьмом десятке Шанель снова стала признанной королевой моды, и до самой ее смерти золотая корона сияла на ее голове.

Шанель №5
До этих духов женские ароматы состояли только из одного компонента – ландыша, фиалки или розы. Коко принесла в женскую парфюмерию абстрактность и таинственность.

Короткая стрижка
Самая здоровая, по мнению Шанель, прическа появилась на свет благодаря взорвавшейся газовой колонке: она опалила волосы Коко, и та постриглась, заодно произведя очередную
революцию в женском стиле.

Маленькое черное платье
Обязательная деталь гардероба каждой модницы, которую журнал Vogue в 1926-м году по универсальности сравнил с автомобилем Ford.

Коко до Шанель
Жизнь Шанель была занимательнее любого романа – возможно, поэтому про нее написано столько книг и снято столько фильмов. Кто только не изображал ее на сцене и в кино. Кэтрин Хепберн в конце 60-х блистала в бродвейской поставновке «Коко», Ширли МакЛейн сыграла стареющую кутурье в названной ее именем теледраме, а Мари-Франс Пизье в 84 году стала «Одинокой Коко Шанель».
 
Новые времена – новые герои, и теперь Шанель играет Одри Тоту. Ходят слухи, что в биографической картине Анны Фонтейн, повествующей о тех годах жизни Коко, когда она только начинала свой путь к вершине мира моды, хотела сыграть Кира Найтли, но едва ли с ролью великой француженки кто-то мог бы справиться лучше ее соотечественницы.