На прошлогоднем Венецианском фестивале картина Ульриха Зайдля “Собачья жара” стала настоящей сенсацией и получила Гран-при. Не потому, что безумно увлекательна или неистово правдива. Просто она из тех, что выбиваются из общего ряда и уже поэтому заставляют о себе говорить.

Смотреть на экран неприятно. Все, что там происходит, глубоко отвратительно и откровенно скучно. Это те подробности, которые каждый нормальный индивид обычно пытается утаить от другого или хотя бы сделать их по возможности менее заметными. Целлюлит в последней стадии во весь экран, жировые отложения как отличительная характеристика фигуры, вставные челюсти, морщины, синяки под глазами, разбитые в кухонной драке губы. Ульрих Зайдль был в прошлом кинодокументалистом. “Собачья жара” стала его первым игровым фильмом. И это чувствуется в каждом кадре. По-старинке он снимает жизнь такой, какая она есть, роется по углам и ковыряет язвы.

Шесть перепутанных друг с другом историй об очень неприятных с виду, а на самом деле самых обыкновенных людях. Все они живут в пригороде Вены и на протяжении всего фильма мучаются от страшной жары, которая имеет обыкновение спускаться на эти места в так называемые “собачьи дни” - период с 24 июля по 23 августа. Анна – чокнутая автостопщица, донимающая водителей пением рекламных слоганов и цитированием всевозможных “горячих” десяток; Клаудия – юная королева красоты местного разлива: бойфренд ежедневно таскает ее за волосы и обзывает шлюхой; коммивояжер Хруби – назойливый распространитель охранных систем сигнализации; грек и его экс-супруга, проживающие в одном доме и уже который год не разговаривающие друг с другом; старик-пенсионер Вальтер, решивший отпраздновать свою золотую свадьбу вместе с домработницей вместо умершей много лет назад жены. И, наконец, бывшая красавица - учительница музыки, к которой в гости заваливаются любовник и его друг: пьют, бьют хозяйку и портят ей ковры.

В фильме Ульриха Зайдля можно увидеть сцену группового секса, процедуру интимной стрижки или полное обнажение старушки под музыку Шопена. Как ни странно, все эти эпизоды не шокируют, а воспринимаются как данность. Австрияк-документалист снимает современную энциклопедию бытовых ужасов. Или, может, просто репортаж о конце света? Человек - потное, наглое, склонное к насилию животное. В его организме нет даже маленького местечка для красоты. Поэтому красота по Зайдлю в отличие от Достоевского мир явно не спасет. Максимум, что выживет, – симпатичные кирпичные стены и стриженые садики с клумбами. А человекообразные ящуры-уроды, кажется, еще немного - и сгинут под палящими лучами местного австрийского апокалипсиса.

****