Новый мультфильм «9» понравится всем поклонникам «Ночного дозора», фанатам «Матрицы» и любителям готических сказок для взрослых.

Голливудская карьера Тимура Бекмамбетова приобретает все более сказочные черты. Вот он снимает масштабный триллер «Особо опасен» с бюджетом, которого хватило бы на дюжину «Дозоров». А вот сводит дружбу с великим и ужасным Тимом Бертоном и вместе с ним продюсирует полнометражный мультфильм «9» - денег, вложенных в него, в свою очередь, хватило бы «Дозора» на три. Российские граждане наблюдают за американскими успехами Бекмамбетова не с завистью даже, а с той нежностью, с которой следят провинциальные старики-родители за успехами уехавшего покорять столицы сына. И Анджелина Джоли то у него хороша, конечно, но уж больно тоща. И друга, Констатина Хабенского, молодец такой, в «Особо опасен» пригласил. И не забывает, наведывается домой помочь с посевными — снимет «Иронию судьбы — 2», так с нее потом вся семья год кормится. Как для матери Гоголя любая макулатура представлялась написанной сыном (что классика бесило), так и русским зрителям теперь наверняка будет казаться, что всякая картина, где мелькнет имя Бекмамбетова — это его, Тимура, фильм.

Впрочем, в случае с «9», хотя его режиссер — Шейн Эккер, такое утверждение близко к действительности. И не только потому, что из динамиков звучат фирменные «дозоровские» голоса привлеченных к дубляжу Константина Хабенского и Валерия Золотухина. А еще — Тутты Ларсен, Александра Пушного, Владимира Турчинского и Геннадия Хазанова. Странно только, что за литературный перевод диалогов взялся не логичный в данном случае Сергей Лукьяненко, а прозаик Дмитрий Глуховский, автор триллеров-бестселлеров «Метро 2033» и «Метро 2034». В первом в своей карьере анимационном проекте Бекмамбетов-продюсер резвится как ребенок, ощутимо наслаждаясь невероятной эквилибристикой нарисованных персонажей, которой в реальном кино не добиться никакими спецэффектами. Все взрывается, скачет и стреляет, а в одном из эпизодов практически один к одному цитируется сцена из «Особо опасен», где электричка зависала над пропастью. Другое дело, что в «9» это не электричка, а металлическая красноглазая каракатица, несколько смахивающая на образин из третьей «Матрицы».

Если за экшн в «9» определенно отвечает Бекмамбетов, то к внимательной к мельчайшим деталям прорисовке постапокалиптического мира явно приложил руку великий современный киносказочник Тим Бертон. Он не только снял двух первых «Бетменов», готические сказки «Сонная лощина» и «Чарли и шоколадная фабрика», а также кровавый триллер «Суини Тодд: Демон парикмахер с Флит стрит», но и поучаствовал в создании легендарных мультфильмов «Кошмар перед Рождеством» и «Труп невесты». Характерный момент — режиссерами этих анимационных шедевров выступали совсем другие люди, но в зрительской подкорке они в первую очередь ассоциируются именно с Бертоном. В сшитых из мешковины главные героях и замысловатых механизмах, на который держится индустриальный мир «9» немало общего с фриками из «Кошмара накануне рождества» и сумрачными архитектурными ландшафтами из «Трупа невесты».

Впрочем, было бы несправедливо приписывать все достоинства «9», а это, несомненный анимационный хит №1 осенне-зимнего сезона, исключительно талантам Бертона и Бекмамбетова. В 2005-м дебютант-постановщик Шейн Эккер показал на кинофестивале в Санденсе немую анимационную короткометражку. Тогда же она была номинирована на «Оскар», а уже позже Бертон признался: «Этот короткий метр — самые удивительные одиннадцать минут экранного времени из тех, что я когда либо видел». Потом картину увидел Бекмабетов. А у них с Бертоном один агент — так все, собственно, и завертелось.

По сюжету, человечество погибает в войне с изобретенными им же машинами, и из живых существ на выжженной земле остаются только пошитые забытым ученым создания из дерюги и электроники. Вместо имен у них цифры, и, постепенно разбираясь в своем прошлом, герои борются за будущее.