Выходят в прокат «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, чьи фильмы одинаково любят как ценители артхауса, так и широкая публика.

В июле прошлого года главный режиссер среди киноманов и главный киноман среди режиссеров заявил, что приступает к съемкам нового фильма. Все это время поклонники его кровавых и в то же время интеллектуальных картин держали кулачки и ждали премьеры. Новости со съемочной площадки поступали с завидной регулярностью и были одна другой аппетитнее.

Мастер долгостроя
Заявить, что зритель увидит готовый фильм через год, в Каннах — это было смело. Тарантино славится неторопливостью, въедливостью и обстоятельностью. До Алексея Германа, снимающего десятилетиями, Квентину, конечно, далеко. Однако девиз героини Умы Турман из «Убить Билла»: «Месть — это блюдо, которое следует подавать холодным» можно отнести и к его фильмам. 1992-й — дебютные «Бешеные псы». 1994-й - «Криминальное чтиво».1997-й - «Джеки Браун». 2003-й - «Убить Билла-1» (и вышедший год спустя «Убить Билла-2»). 2007-й - «Доказательство смерти». Эти довольно значительные паузы объяснимы тем, что Тарантино, в котором уживаются и большой ребенок, и аккуратист, не снимает, а образно говоря, вышивает крестиком, задумываясь над каждым стежком. По всем его картинам рассыпаны милые сердцу режиссера и киноманов памятные фетиши-узелки. Например, белую «хонду», на которой попадает в аварию Бутч в «Криминальном чтиве», мы потом увидим еще дважды. Она на полминуты промелькнет в «Джекки Браун» и припаркуется перед стриптиз-клубом во втором «Убить Билла».
При этом нельзя сказать, что «Бесславные ублюдки» слеплены на скорую руку. Их замысел Тарантино вынашивал чуть ли не 15 лет, а сценарий писал как минимум десять. Уже в 2000-м он развлекал друзей, в лицах изображая целые сцены из «Ублюдков». По отзывам очевидцев, особенно режиссеру удавались натурально брызжущие слюной монологи Гитлера — во что охотно верится. Часть сцен в итоге нашли себе место в других картинах — например, в том же «Доказательстве смерти». Приступить к съемкам «Бесславных ублюдков» он хотел еще семь лет назад, но не смог придумать достойной концовки и взялся за «Убить Билла». Додуманный за эти годы феерический финал «Ублюдков» стоит того, чтобы его дождаться.

Охальник

Помимо даты выхода фильма, общественность заинтриговала и его тема — Вторая мировая война. Здесь ведь неизбежно подразумевается пафос, а уж его то за Квентином Тарантино не водилось никогда. Увидев окончательный вариант «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна (1994), сценарист Тарантино попросил убрать свою фамилию из титров. При том, что кино получилось мощным и сделало бы честь любому сценаристу. Но не Квентину. Он писал «Прирожденных убийц» как хулиганскую и напрочь лишенную морали историю любви двух киллеров-отморозков. Режиссер-тяжеловес Стоун превратил ее в громоздкий манифест, бичующий нравы современного общества. Тарантино умеет развеять сгустившийся было пафос одним элегантным штрихом. Гитлер выбегает в коридор по ходу кинопремьеры и спрашивает у охранников: «Жвачка есть?»
По поводу знаковых военных кампаний прошлого века Таратино высказался в коротеньком, но взбесившем многих эпизоде «Криминального чтива». Там ветеран вьетнамской войны в парадном мундире и с непроницаемым лицом Кристофера Уокена рассказывает драматичную историю о том, как в плену годами прятал фамильные часы своего погибшего друга в анальном проходе и едва не умер от диареи.

Жонглер жанрами
Кроме того, всех интересовало, какой же получится военная драма у режиссера, обожающего жонглировать жанрами. Снятые за копейки «Бешеные псы» - разговорная артхаусная драма. «Криминальное чтиво» - условная комедия. Первая часть «Убить Билла» - восточный боевик с единоборствами, вторая — терпко-пыльный вестерн в духе Серджо Леоне. В «Бесславных ублюдках» Тарантино изящно обманул ожидания зрителей. Собственно военное кино в духе «Спасти рядового Райана», с ураганной пальбой и фонтанчиками мозгового вещества, здесь присутствует только на правах «фильма в фильме». По сюжету, нацистская верхушка смотрит в кинозале черно-белый пропагандистский блокбастер «Гордость нации». Снял эту кровавую новеллу, кстати, не Квентин, а его приятель Эли Рот, режиссер хоррора «Хостел», сыгравший в «Ублюдках» одну из ролей.
Разбитые на главки и длящиеся два с половиной часа «Ублюдки» - антология любимых жанров Тарантино. Пролог досконально выдержан в эстетике вестернов, а герои носят провокационно-индейские клички типа Жид-Медведь и имеют привычку снимать с врагов (живых или мертвых) скальпы. В середине герои ведут продолжительные культурологические беседы — в точности, как гангстеры из «Бешеных псов», едущие на дело. На последних сорока минутах Тарантино вдавливает газ и не отпускает педаль уже до финальных титров — как в золотые времена «Криминального чтива».

Мститель
В центре сюжета «Бесславных ублюдков» - группа евреев, эффективно и эффектно мстящих нацистам за Холокост. Месть — основной лейтмотив всех фильмов Тарантино, наименее ярко выраженный разве только в «Бешеных псах». Случайная шуточка в адрес ничего не прощающего боксера Бутча стоит жизни киллеру Винсенту Веге из «Криминального чтива». Попытка подставить старую подельницу — торговцу оружием из «Джеки Браун». Разрушенная жизнь Невесты — мудрому садисту и негодяю Биллу в «Убить Билла». Обыкновение убивать случайных попутчиц — маньяку-каскадеру из «Доказательства смерти». Лучший кадр «Бесславных ублюдков» - пылающий киноэкран, с которого искаженное лицо красавицы торжествующе взывает к отмщению за убийство ее семьи.

Реаниматор
Ожидание «Бесславных ублюдков» скрашивала просачивающаяся в СМИ информация об актерском кастинге. Изначально было понятно только то, что главную роль сыграет Брэд Питт. В течение нескольких месяцев Квентин вдумчиво перебирал колоду, и в списке претендентов на главные роли фигурировали как его давние любимцы Майкл Мэдсен, Тим Рот и Сэмюэль Л. Джексон, так и совсем уж неожиданные люди. Например, комики вроде Эдди Мерфи и Саймона Пегга (в итоге в фильме оказался их соратник по жанру Майкл Майерс), или секс-богини разных созывов Настасья Кински и Изабель Юппер. Его фишка — творческая реанимация некогда ярких звезд, которых он боготворил подростком. У кого-то, как у Траволты после «Криминального чтива», получается использовать свой шанс и вновь стать кумиром первой величины. У кого-то — как Дэвида Кэррадайна («Убить Билла»), Пэм Грир («Джеки Браун») или Курта Рассела («Доказательство смерти») - нет. Что поделать, не забывающий счастливых моментов юности Квентин сделал для них все, что мог.
В «Бесславных ублюдках» несколько другая концепция. В фильме действуют немцы, итальянцы, французы, англичане и американцы. Для Тарантино, уделяющего диалогам ничуть не меньше внимания, чем картинке, было принципиально, чтобы все актеры говорили на своем языке (потому в прокат выходят две версии фильма — с субтитрами и дубляжом). И если раньше его фильмы становились карьерными трамплинами для вышедших в тираж кумиров, то «Ублюдки» - царский подарок звездам, так сказать, регионального уровня. Актеры любят Тарантино, уверяют, что на площадке с ним всегда весело, и играют для него как боги. Немца Кристофера Вальца, получившего за роль изощренного нацистского садиста приз в Каннах, теперь наверняка замордуют приглашениями сыграть злодея. Менее бросок, ну ничуть не менее прекрасен Брэд Питт. Он умудряется одновременно изображать и голливудского самца родом из 40-х, и сельского дурачка, который произносит «бонджорно» с такой миной, что актеру можно простить всю общественную бойкость и позволить усыновить хоть цыганский табор.

Новатор и старьевщик
Секрет перевернувшего законы кино новатора Тарантино в том, что никакой новизны за ним, в общем-то, не водится. Тут другое. Потрясающие вкус и нюх, благодаря которому люди, скажем, обнаруживают невероятной красоты вещи в секонд-хэндах и на блошиных рынках. Любая его картина — это сборник цитат из старых фильмов, как классических, так и проходных халтур, о которых мало что помнят даже создатели. Голливудский особняк Квентина забит гигантской коллекцией дисков, кассет и пленок, а его память — обрывками саундтреков, гэгами и крохотными сценками. Кому какое дело, что, например, фраза из «Убить Билла» - точная цитата из древнего фильма с Ларри Бишопом, а Квентину приятно. Из этих консервов Тарантино и готовит, заливая ингредиенты соусом из безупречного юмора и, конечно, крови. Крови всегда настоящей и всегда свиной — Тарантино не признает все эти новомодные штучки типа спецэффектов.

Милый, дорогой, любимый, единственный...

Лирически говоря, отношения киноманской публики и Квентина Тарантино (а он снимает именно для этой публики, хотя в первую очередь, конечно, для себя самого, и гори все кассовые соображения огнем) — это любовь. Тогда как с другими режиссерами — просто интерес.
Причем любовь в самом непротухающем и романтическом ее варианте. Такая любовь десятилетиями может длиться между какой-нибудь домохозяйкой и импозантным авантюристом. Золотоискателем или, например, капитаном дальнего плавания. Раз в несколько лет, и никогда достоверно неизвестно, когда именно, он вдруг является на порог. И за краткое время свидания наводит в душе женщины такой шухер, что все ухажеры, пытавшиеся развлечь капризную даму в его отсутствие, немедленно представляются ей бледными и скучными. Надо сказать, эмоции от встречи с возлюбленным не всегда оказываются стопроцентно позитивными. По крайней мере, собственно в момент рандеву. Вот он только что язвил и заваливал комплиментами, звал то царицею полей, то дурою, ласкал и мучил. А вот хлопает дверь. Исчез то ли свирепый ястреб, то ли ясный сокол, и только перышки кружатся по комнате. И первая мысль у не сразу очнувшейся дамы: «А что это вообще было?». И вторая: «Как же это было прекрасно».