Этот фильм двоится как капэксянское солнце в воспоминаниях героя Спейси. Он начинается как нон сайенс-фикшн, продолжается как психофизический триллер и заканчивается где-то на перепутье этих двух жанров. Подобное вы наверняка уже где-то видели, хотя бы в недавнем «Искусственном разуме», где присутствовало аналогичное столкновение разума и чувства, сказки и притчи. Но если в «Разуме» это было скорее неосознанно, то в «Ка-Пэксе» это сознательный прием. Софтли ставил задачу дезориентировать зрителя.

На Центральном вокзале Нью-Йорка стоит странный безликий персонаж в темных очках. Он называет себя Протом с планеты Ка-Пэкс, и земляне реагируют на него соответствующим ситуации образом - отправляют в психиатрическую клинику. Делом Прота занимается доктор Пауэлл (Бриджес), который сначала как бы даже верит, что Прот - инопланетянин (умеет разговаривать с собаками, знает все созвездия, не известные даже ученым головам), но потом вдруг вспоминает о своем ученом звании, Фрейде, Юнге и месте, где он работает, и начинает с удвоенным пылом рыться в подсознании странного героя.

Он действительно находит там то, что искал: детскую травму после смерти отца, изматывающую работу на скотобойне и еще многое, что к далекой планете Ка-Пэкс не имеет ни малейшего отношения. Правда, вопрос, как же Прот тогда разговаривал с собаками, так и остается без ответа. Как, впрочем, и то, почему так многое в этой ленте напоминает уже где-то виденное нами.

Спейси в который раз играет не-такого-как-он-кажется-на-первый-взгляд среднестатистического американца, и его улыбка в конце фильма – копия улыбки из «Семи» и «Обычных подозреваемых». Джефф Бриджес повторяет образ холодного яппи, трудоголика, жена и дети которого уже забыли, как выглядит папочка. Подобным героем он был уже миллион и один раз.

Единственное, что понятно: Софтли явно наслаждается этим эффектом «дежа вю», словно говорит: ах, дорогой зритель, у вас «замылился» взгляд? Так вот тебе задачка без ответа: есть планета Ка-Пэкс или существует только Зигмунд со своими идеями?