«Ванильное небо» Камерона Кроу начинается как приторная мелодрама, заканчивается как разбавленный фантастикой психологический триллер. Между концом и началом –интеллектуальная реабилитация Тома Круза после очередной «Невыполнимой миссии» и расчетливая попытка увековечить его внезапный роман с почти однофамилицей Пенелопой.

Мы привыкли к наивности Кроу («Джерри Магуайр»), который верит в победу Добра и всегда снимает счастливые финалы. Но на этот раз надежды напрасны. Хотя… название сладковато на вкус, да и рекламный ролик скорее напоминает о бисквитном пирожном: новая пара Голливуда – Том Круз и Пенелопа Крус - объятия, поцелуи… Вечный сюжет с обложки глянцевого журнала.

Дэвид Эймс (Том Круз) – главный герой «Ванильного неба» - как раз владелец подобного печатного издания. Молодой, богатый, легкомысленный. Этому «золотому мальчику»-баловню судьбы не хватает только одного - настоящей любви. Она, наконец, является ему в образе горячей испанки Пенелопы Крус. Но в тот момент, когда, казалось бы, осуществились все мечты, в фильме случится то, что кардинально изменит и развитие сюжета, и характеры героев, и даже жанр фильма.

Благодаря ревнивой экс-подружке (Камерон Диас) герой Круза сначала попадет в автокатастрофу, напрочь испортит свой божественный фейс, а потом и вовсе окажется в латексной маске под пристальным взглядом тюремного психиатра (Курт Расселл). Он и пытается восстановить в памяти Дэвида распавшуюся цепочку событий…

«Ванильное небо» - почти дословный римейк испанской ленты «Открой глаза» Алехандро Аменабара («Другие»). Сюжет, диалоги, порой мизансцены – все оттуда. Новшество – лишь имена героев и актеров. Хотя есть и еще одно «отличие». Оригиналу было свойственно путать и пугать. Аменабар виртуозно манипулировал нашими чувствами и мыслями. Фильм превращался в захватывающее путешествие через мириады обрывков воспоминаний, проносящихся со скоростью света в голове главного героя. Ничего подобного в фильме Кроу нет.

В «Ванильном небе» внутренняя мистика оказалась подменена крохоборским ковырянием в психологии персонажей и обилием навязчивых крупных планов. Магия первоисточника испарилась. Ее место заняли Том Круз, порой в своей маске так похожий на покусанного Ганнибалом Лектером богатея Мейсона Верджера, вечно улыбающаяся Пенелопа Крус, счастливая уже тем, что снимается в Голливуде, да многообещающий финал.

То, что должно было разрешиться слоном, оказалось писклявым мышонком. Единственное, что в фильме удалось, - элегантный и вместе с тем игривый саундтрек. У бывшего музыкального критика Кроу отношения с музыкой явно душевнее, чем с европейским кино.