Каждую неделю выходит множество dvd-новинок. Просмотреть все — нереально, да и незачем: далеко не каждый фильм того стоит. Хороший вариант не ошибиться с выбором — приобретать проверенные временем хиты и сравнительно недавно вышедшие картины, которые могут стать классикой.
По результатам опросов и рейтингов «ВД»составил список из 50 наиболее достойных фильмов. Они сняты в разные эпохи, в разных странах и на разные вкусы. Общего у картин — только то, что их можно пересматривать неоднократно, раз за разом получая все больше удовольствия.
Драмы
Крестный отец, 1,2
1972, 1974. Р: Фрэнсис Форд Коппола
Величественная гангстерская сага, в которой трудно признать легший в основу сценария посредственный криминальный роман Марио Пьюзо. Коппола с размахом и пафосом демонстрирует жизнь двух поколений сицилийского клана Корлеоне и дарит новую экранную жизнь Марлону Брандо. В 1990-м году он зачем-то снимет чудовищную третью часть. (Купить фильм)
Пролетая над гнездом кукушки
1975. Р: Милош Форман
Экранизация культового романа Кена Кизи, отличающаяся от первоисточника не столько сюжетом, сколько духом — ну какой из Джека Николсона огненно рыжий ирландец, заявленный в оригинале. Тем не менее, голливудский дебют Формана заслуженно занимает ведущее место в списках лучших фильмов всех времен. Покойный Кизи так его и не посмотрел. (Купить фильм)
Однажды в Америке
1984. Р: Серджо Леоне
Лучший (и последний) фильм Серджо Леоне, лучшая роль Роберта Де Ниро, лучший саундтрек, когда-либо написанный Эннио Морриконе. Для гангстерской драмы было отснято десять часов материала, потом планировалось, что она будет разбита на две трехчасовые части (конечный вариант — 229 минут экранного времени). Фанаты грезят, что когда-нибудь выйдет полная режиссерская версия. Леоне взялся за «Однажды в Америке», чтобы компенсировать собственный промах. До этого он отказался снимать «Крестного отца». (Купить фильм)
Бешеный бык
1980. Р: Мартин Скорсезе
Эпический фильм о боксере Джейке Ла Мотте — мощном, бешеном, по-своему нежном и в конце концов загнанном. Скорсезе задает стандарты боксерских боев на экране: сгустки крови в момент нокаута летят в камеру. Ради концовки «Бешеного быка» любимый актер Скорсезе Де Ниро набрал 25 кг. (Купить фильм)
Охотник на оленей
1978. Р: Майкл Чимино
За свой дебют — антивоенную драму о драматической дружбе американцев русского происхождения — Чимино получил пять «Оскаров». Герои Роберта Де Ниро и Кристофера Уокена стреляются, дерутся и пляшут вприсядку. Советская делегация демонстративно покинула показ картины на Берлинском кинофестивале. Сильнейший фильм о мужской дружбе, которая, как и женская, бывает противоречива. (Купить фильм)
Последний император
1987. Р: Бернардо Бертолуччи
Неторопливый, но пронзительный и захватывающий байопик последнего и самого несчастного китайского императора Пу И — в первом же эпизоде мы видим его в тюрьме. Девять «Оскаров». (Купить фильм)
Невыносимая легкость бытия
1988. Р: Филип Кауфман
Экранизация романа Милана Кундеры о пражском враче-плейбое, неожиданные коррективы в богатую личную жизнь которого вносят советские танки, положившие конец чешской «бархатной революции». Три часа пролетают незаметно, благодаря молодому Дэниелу Дей-Льюису и изобилию эротических сцен — на ММКФ картина была показана в рамках программы «Секс в кино». (Купить фильм)
Европа
1991. Р: Ларс фон Триер
Заключительная часть трилогии «Европа», гипнотический сон о послевоенной Германии, где ощущается влияние и Кафки, и Джойса. Фон Триер рассчитывал получить в Каннах главный приз, но не сложилось, и он, распрощавшись с эстетскими изысками, основал движение «Догма» и стал одним из лидеров мирового арт-хауса. (Купить фильм)
Король-рыбак
1991. Р: Терри Гиллиам
Трагикомедия о дружбе радиоведущего и городского сумасшедшего, одержимого поисками Священного Грааля. Благодаря эпизоду со спонтанным балом, на нью-йоркском вокзале «Гранд Централ» до сих пор ежегодно танцуют под Рождество. Джефф Бриджес молод и строен, однако на нем та же майка, которую он впоследствии натянет в «Большом Лебовски». (Купить фильм)
Горькая луна
1992. Р: Роман Полански
Один из самых скандальных фильмов Романа Полански. Режиссер как никогда глубоко исследует темные стороны любовной страсти и демонстрирует, как далеко она может завести. В финале любовь рифмуется с кровью. После премьеры Полански обвинили во всех грехах. В частности, в том, что он не постеснялся снять в одной из главных ролей свою жену Эммануэль Сенье. (Купить фильм)
Триллеры
К северу через северо-запад
1959. Р: Альфред Хичкок
Фильм о рекламном агенте, которого ошибочно принимают за шпиона. Оказавшись в центре агрессивного внимания спецслужб, он вынужден соответствовать супергеройским стандартам: сходу очаровывать женщин и выполнять невероятной сложности трюки. Считается, что картина вдохновила создателей «бондианы», которая стартовала спустя три года. Сцена, где герой убегает от самолета в чистом поле, — классика кинематографа. (Купить фильм)
Заводной апельсин
1972. Р: Стэнли Кубрик
Самый провокационный и жестокий фильм великого перфекциониста Стэнли Кубрика, украшенный фирменным безумием Малкольма МакДауэлла. Экранизация культового романа Энтони Берджесса, где главного героя — эстета, гопника и подонка — подвергали научному эксперименту с целью сделать из него кроткую овечку. Помноженный на музыку Бетховена визуальный ряд «Заводного апельсина» близок с совершенству и полон находок, вдохновивших на творческие подвиги клипмейкеров всех последующих десятилетий. После премьеры режиссер получил немало писем, где ему угрожали расправой. В связи с этим «Заводной апельсин» изъяли из британского проката и не показывали до смерти Кубрика в 99-м году. (Купить фильм)
Специалист
1994. Р: Луис Ллоса
Бывший агент ЦРУ получает заказ — разобраться с гангстерами, убившими родителей клиентки. По общему признанию, самая интересная актерская работа Сильвестра Сталлоне. (Купить фильм)
Сердце ангела
1987. Р: Алан Паркер
Молодой Микки Рурк в роли частного детектива, расследующего серию зверских убийств, которые сам же, впадая в невменяемое состояние, и совершает. Де Ниро в качестве самого обаятельного и страшного экранного Дьявола — достаточно оценить, как он пожирает куриные яйца, которые трактует как души человеческие. Картина ввела моду на настойчивое использование в триллерах вентиляторов. (Купить фильм)
Выжить
1992. Р: Фрэнк Маршалл
Основанная на реальных событиях драма о пассажирах самолета, выживших после крушения в Андах и обнаруженных спустя три с половиной месяца. Фильм отличался революционным для своего времени натурализмом. Перед сценой с поеданием трупов актеров не кормили два дня.
Дракула Брэма Стокера
1992. Р: Фрэнсис Форд Коппола
Коппола дал фильму такое название для того, чтобы картина отличалась от ранее снятых бесчисленных «Дракул», а также желая подчеркнуть буквальное следование оригиналу (где, однако, не было столь разветвленной любовной линии). Одна из лучших ролей Гэри Олдмена (собственно, князя Дракулы), вдохновлявшегося образом Николая Черкасова в «Иване Грозном» Эйзенштейна.
Сонная лощина
1999. Р: Тим Бертон
Самый красивый фильм Тима Бертона, при работе вдохновлявшегося картинами старых европейских мастеров. Джонни Депп пять раз падает в обморок. Кристофер Уокен, хоть и большую часть времени скачет без головы, второй раз за всю карьеру целуется в кадре — и все это бесплатно, из любви к искусству и Бертону. (Купить фильм)
Сияние
1980. Р: Стэнли Кубрик
Триллер по Стивену Кингу, стабильно входящий в верхние строчки рейтингов самых страшных фильмов всех времен. И неудивительно: скажем, сцену с хлещущей из лифта кровью Кубрик дубль за дублем снимал год. «Сияние» породило массу подражаний и пародий, а забракованные гением кадры украсили финал «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. (Купить фильм)
На грани
1997. Р: Ли Тамахори
Превосходный триллер, где типовая схема любовного треугольника помещена в экстремальные обстоятельства (после авиакатастрофы герои оказываются в лесах на Аляске). Прекрасно играют все — от Энтони Хопкинса, Алека Болдуина и Эль Макферсон до медведя-гризли Барта, чье имя в знак заслуг присутствует в титрах. (Купить фильм)
Основной инстинкт
1992. Р: Пол Верховен
Самая яркая роль Шэрон Стоун, сыгравшей писательницу-маньячку (на роль пробовались Ким Бессингер, Джулия Робертс и Мишель Пфайфер). Под нажимом критиков Верховен резал картину 14 раз, что не помешало ей вызвать бурные акции протеста со стороны лесбиянок. Однако сцена, где героиня является в полицию на допрос без нижнего белья, уцелела и стала одной из самых эротичных в истории кино. (Купить фильм)
Мелодрамы
Унесенные ветром
1939. Р: Виктор Флеминг
Первая цветная (раскрашенная практически вручную) и сдобренная грандиозными батальными сценами XIX века голливудская картина о непростой любви Скарлетт О'Хара и импозантного мужлана Ретта Батлера. Режиссер Флеминг долго искал актрису на роль чисто американской девушки, и в итоге ею стала англичанка Вивьен Ли. В ее уста авторы вложили главную женскую фразу в истории мирового кино: «Я подумаю об этом завтра». (Купить фильм)
Лолита
1962. Р: Стэнли Кубрик
Экранизация шедевра Набокова, который поучаствовал в съемках как сценарист и остался более или менее доволен результатом. На площадке два славящихся неуживчивостью гения вдоволь помотали друг дружке нервы. Набоков, например, настаивал, чтобы Лолиту играла карлица. (Купить фильм)
Титаник
1997. Р: Джеймс Камерон
Революционный для своего времени, да и сегодня смотрящийся неплохо блокбастер, где фоном к любовному роману служит крушение океанского лайнера. Продюсеры опасались, что затянутость фильма приведет к кассовому провалу. Стоивший $ 200 млн. «Титаник» собрал $ 1,8 млрд., и этот рекорд до сих пор не побит. (Купить фильм)
Телохранитель
1992. Р: Мик Джексон
Вполне посредственному режиссеру Мику Джексону неожиданно удалось снять кассовый хит и один из главных романтических фильмов 90-х. Химия между героями Кестнера и Хьюстон столь сильна, что буквально искрит. Сценарий был написан двадцатью годами ранее в расчете на икону диско Дайану Росс и звезду вестернов Стива МакКуина. (Купить фильм)
Сладкий и гадкий
1999. Р: Вуди Аллен
Стилизованная под байопик никогда не существовавшего гитариста 30-х годов история — один из лучших фильмов Вуди Аллена (он сам появляется в кадре на пару минут) и, безусловно, наиболее точное киноисследование мужского эгоизма, воплощенного Шоном Пенном. (Купить фильм)
Амели
2001. Р: Жан-Пьер Жене
Романтическая, но не до одури, слащавая, но в меру, и самая жизнеутверждающая картина Жене, до этого снимавшего кино исключительно красивое и мрачное. Странно представить, что на месте Одри Тоту могла оказаться Эмили Уотсон — притом что изначально роль писалась под нее. (Купить фильм)
Боевики
Хороший, плохой, злой
1966. Р: Серджо Леоне
По мнению критиков, лучший вестерн в истории мирового кино. Особенно вдохновлял советских режиссеров — прямые цитаты можно встретить в «Неуловимых мстителях», «Белом солнце пустыни» и «Своем среди чужих, чужом среди своих». (Купить фильм)
Прирожденные убийцы
1994. Р: Оливер Стоун
Подлинный гимн насилию, с размахом снятый Оливером Стоуном по сценарию Квентина Тарантино. Тот, правда, остался недоволен результатом и попросил убрать свое имя из титров. Артисты настолько прониклись духом картины, что в сцене драки Джюльетт Льюис действительно сломала Тому Сайзмору нос. (Купить фильм)
Гладиатор
2000. Р: Ридли Скотт
Удостоенный пяти «Оскаров» самый лихой, вдохновенный и пафосный пеплум в истории новейшего кино, основанный на биографии римского античного героя Максимуса, который сделал головокружительную по меркам любых эпох карьеру — от гладиатора до императора. Благодаря саундтреку общественность узнала, что это за инструмент - «дудук». (Купить фильм)
Наемные убийцы
1995. Р: Ричард Доннер
Разыгранный как по нотам боевик о профессиональных и личных буднях киллеров, сыгранных Сильвестром Сталлоне и Антонио Бандерасом. Фильм был странным образом недооценен в прокате, но с годами набрал культовый статус. Спустя четыре года малоизвестные сценаристы Вачовски снимут первую «Матрицу» и взойдут на голливудский Олимп. (Купить фильм)
Скала
1996. Р: Майкл Бэй
Виртуозный боевик с Шоном Коннери и Николасом Кейджем — второй и, может статься, лучший в фильмографии Бэя, главного сегодня в Голливуде человека по блокбастерам. Почетный «агент 007», 66-летний Коннери спрашивает у Кейджа: «Может быть, я теряю сексуальную привлекательность?». И, в общем, скорее кокетничает. (Купить фильм)
Правдивая ложь
1994. Р: Джеймс Камерон
Комедийный боевик про шпионаж и семейные ценности, богатый запоминающимися сценами — вроде Шварценеггера, танцующего танго на светском приеме или изящно гарцующего на лошади по небоскребу. Практически покадровый, но значительно богаче снятый ремейк французской «Тотальной слежки» Клода Зиди. (Купить фильм)
Комедии
В джазе только девушки
1959. Р: Билли Уайлдер
По версии американского Киноинститута, лучшая комедия всех времен и народов. Мерлин Монро резвится в компании ряженых в платья Тони Кёртиса и Джека Лемона. Картина взяла только один «Оскар», да и то за костюмы. Но по уважительной причине — в тот год балом правил получивший 11 статуэток «Бен Гур». (Купить фильм)
Бриллиантовая рука
1968. Р: Леонид Гайдай
Безусловный хит проката, в числе прочего подаривший советскому кино секс-символ в лице Светланы Светличной (первоначально роль предлагали Кларе Лучко, но она не захотела раздеваться). Цитаты вроде «Сеня, береги руку» немедленно ушли в народ. И это притом, что перлы типа «Как говорит наш шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» урезала цензура. (Купить фильм)
Тупой и еще тупее
1994. Р: Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли
Столь же феерическая, сколь и вульгарная комедия от икон жанра, пребывавших в тот момент на пике творческой формы. Ярчайшая роль Джима Керри, в том же году успевшего сняться в «Маске» и «Эйс Вентуре». (Купить фильм)
Большой Лебовски
1998. Р: Джоэл Коэн, Итан Коэн
Самая остроумная, изобретательная и матершинная (слово fuck употребляется 281 раз) комедия братьев Коэнов, кино-библия бездельников всего мира, которые ежегодно собираются на посвященный фильму фестиваль в Калифорнии. (Купить фильм)
Трагикомедии
Амаркорд
1973. Р: Федерико Феллини
Во многом автобиографический шедевр Феллини (название переводится как «Я помню»), пополнивший сокровищницу кино такими абсурдистски прекрасными сценами, как павлин, распускающий хвост на заснеженной улице. В советском прокате «Амаркорд» шел в основательно купированном виде. (Купить фильм)
Иствикские ведьмы
1987. Р: Джордж Миллер
Фантасмагорическая комедия, где герои в исполнении Шер, Сьюзен Сарандон и Мишель Пфайффер сначала попадают под чары поселившегося в американской глубинке дьявола (Николсон), а затем наносят ему ответный удар. Такого жизнерадостного сдержанно феминистского зрелища мало кто ожидал от постановщика брутальной трилогии «Безумный Макс». (Купить фильм)
Андеграунд
1995. Р: Эмир Кустурица
Кустурица на свой манер мешает в кадре трагическое и смешное и демонстрирует все свои фирменные режиссерские фишки, которые тогда еще были для зрителя откровением. К балканской эстетике Кустурица вернулся после «Аризонской мечты», снятой для Голливуда за два года до «Андеграунда». (Купить фильм)
Эд Вуд
1994. Р: Тим Бертон
Наиболее интимный фильм Тима Бертона, посвященный «самому плохому режиссеру в истории кино» Эду Вуду, а конкретно — тому, как он делал свой самый идиотский фильм «План 9 из открытого космоса». Как и Вуд (у которого оператор был дальтоником), Бертон снял картину на черно-белую пленку. (Купить фильм)
Народ против Ларри Флинта
1996. Р: Милош Форман
Биография легендарного главреда эротического журнала Hustler, непрерывно конфликтовавшего с властями на почве обвинений в распространении порнографии. Форман поставил фильм после семилетней паузы (продюсеры снимали его с проектов) и, как и его герой, был очень зол. Сам прототип сыграл эпизодическую роли судьи, приговаривающего Флинта-Харрельсона к 25 годам тюрьмы. (Купить фильм)
Настоящая любовь
1993. Р: Тони Скотт
Культовая, кровавая и при этом невероятно жизнеутверждающая криминальная комедия со звездами на небольших ролях (в не слезающем с дивана укуренном наркомане не без труда узнается Брэд Питт, а в призраке Элвиса - Вэл Килмер). Тарантино продал сценарий по минимальным расценкам (50 тысяч долларов), чтобы на вырученные деньги снять «Бешеных псов». Лучший фильм младшего брата Ридли Скотта. (Купить фильм)
Криминальное чтиво
1994. Р: Квентин Тарантино
В год выхода «Криминальное чтиво» поселилось в первой десятке рейтинга imdb и до сих пор не стремится ее покидать. Получив приличный бюджет и звездный состав, Тарантино снял картину настолько совершенную, что открыл себе практически безграничный кредит доверия у зрителей. Ничего сильнее он с тех пор не снял, но граждане по-прежнему всякий раз ждут от режиссера чуда уровня танца Винсента Веги и Мии Уоллес. (Купить фильм)
Три истории
1997. Р: Кира Муратова
Снятые в фирменном мизантропическом ключе новеллы, которые объединяет лишь то, что в каждой происходит убийство. Любимица Муратовой Рената Литвинова, героически идущий на поводу режиссера Олег Павлович Табаков, эпизодический, но незабываемый Иван Охлобыстин. (Купить фильм)
Плутовство
1997. Р: Барри Левинсон
Ничуть не растерявший актуальности комический политический триллер об изнанке большой американской политики — великолепный дуэт Роберта Де Ниро и Дастина Хоффмана. Вольная экранизация слабенькой книги «Американский герой». (Купить фильм)
Страх и отвращение в Лас-Вегасе
1998. Р: Терри Гиллиам
Основанная на автобиографической прозе репортера Хантера Томпсона наркотическая комедия с галлюцинациями небывалой художественной силы, которыми зритель любуется вместе с героем Джонни Деппа. Фильм с треском провалился в прокате, но обрел популярность после выхода на видео. Обычная для шедевров Гиллиама история. (Купить фильм)
Пес-призрак: путь самурая
1999. Р: Джим Джармуш
Форест Уайтекер в роли самого душевного и трогательного киллера современного кино (где-то рядом — герой «Леона», который тоже, кстати, дружит с девочкой-подростком). Тонкий и любовный шарж Джима Джармуша на гнездящуюся в США сицилийскую мафию — глупую, неудачливую и неспособную заплатить за кофе. (Купить фильм)
Приключения
Афера Томаса Крауна
1999. Р: Джон МакТирнан
Пирс Броснан в очень идущей ему роли вальяжного миллиардера, развлечения ради похищающего картину Моне. Рене Руссо впервые в карьере появляется на экране голой. С чувством, толком и тактом модернизированный ремейк одноименной картины 60-х. (Купить фильм)
Властелин колец
2001-2003. Р: Питер Джексон
Масштабный кино-аттракцион на основе главной сказки для взрослых прошлого века. Амбициозный австралиец Питер Джексон умудрился угодить как фанатам трилогии Толкиена, так и неофитам, немедленно взявшимся за прочтение «Властелина колец». (Купить фильм)
После заката
2004. Р: Бретт Ратнер
Идеальная приключенческая комедия из жизни двух авантюристов, удавшаяся не в последнюю очередь благодаря прекрасно сработавшимся Пирсу Броснану и Сальме Хайек и сознательно воссозданному чуть старомодному духу. (Купить фильм)