В прокат выходят «Стиляги» Тодоровского-младшего — костюмированный фильм-мюзикл об идеологической борьбе комсомольцев и модников 50-60-х. Воспользовавшись случаем, «ВД» решил проанализировать, что еще из советского прошлого сегодня на пике моды.

Тодоровский, в отличие от Карена Шахназарова, недавно снявшего «Исчезнувшую империю», посвященную поколению 70-х, не стремится досконально, от аутентичных урн до бочек с квасом, быть верным в деталях, и ставит перед собой принципиально другую задачу. Передать не документально зафиксированный быт эпохи, но ее вольнолюбивый дух и главные «тренды» тогдашней оттепельной моды: рок-н-ролл, прически-«коки», цветные галстуки и свободный секс, не требующий штампа в паспорте в качестве основного элемента любовной прелюдии. Примечательно при этом, что саундтрек «Стиляг» укомплектован музыкой из совсем другого периода советской истории. Так, прикрывшись простынкой, Оксана Акиньшина поет цоевскую «Восьмиклассницу», а остальные герои, включая возрастных персонажей Сергея Гармаша и Олега Янковского, отплясывают под ранние боевики «Наутилуса Помпилиуса», «Колибри» и «Браво». Сделано это все в манере мюзикла, особо востребованной, в свою очередь, в России «нулевых».

Советское ретро в новом кино:
«Стиляги», - Р: Валерий Тодоровский. В прокате с 25 декабря
«Бумажный солдат» - Р: Алексей Герман-младший
«Исчезнувшая империя» - Р: Карен Шахназаров
«Жизнь других» - Р: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк


Микст эпох
Мода на микширование советского и современного началась примерно в середине 90-х. Грандиозный успех выстреливших в новогоднюю ночь 1996-го года «Старых песен о главном» породил спрос на ностальгию по базовым ценностям СССР и определил профессиональные судьбы создателей программы: Константин Эрнст стал одним из самых успешных российских кинопродюсеров, а Леонид Парфенов, благодаря телевизионному циклу «Намедни. Наша эра» — главным в стране популяризатором ретро-эстетики.

В этом году «Намедни», давно покинувшая эфир, была издана в шикарно иллюстрированном книжном виде. Тот факт, что первый том антологии, при цене под тысячу рублей, попал в пятерку самых продаваемых книг в Москве (при том, что сарафанное радио рекомендует гражданам оптимизировать активы в гречку), сигнализирует, что мода на советское оказалась чрезвычайно мощным и долгоиграющим брэндом. 

Леонид Парфенов «Намедни. 1961-1970г. Наша эра» /М: КоЛибРи, Agey Tomesh

Советские не сдаются
Главным ретро-рупором по-прежнему остается ТВ, где нашему сравнительно недавнему прошлому посвящены чуть ли не 90 процентов документальных телепроектов. Если «Исторические хроники» Николая Сванидзе отличает знакомая по «Намедни» ненавязчивая и занимательная подача материала, то легкая «желтизна», присущая программам Парфенова, приобрела термоядерный лимонный окрас в проектах типа «Максимум» или «Русские не сдаются». Там зрителю предлагается взгрустнуть о прошлом, глядя в спитые лица (зачастую в виде керамических фото на надгробиях) людей, в юности сыгравших в «Через тернии к звездам», и выслушивая пронзительные истории о том, насколько низко пали советские эстрадные звезды.
Более благополучные любимцы советского народа, как отечественные, так и импортные, выступая гуртом и сольно, собирают вместительные площадки. Лишние билеты на плановое шоу «Дискотека 80-х», состоявшееся недавно в «Олимпийском» (на сцене сменяли друг друга Глызин, Boney M и Аль Бано) люди спрашивали уже у метро.

Советское на сцене:
«Все, что в жизни есть у меня, или Новогоднее путешествие Famous в прошлое»/ 31 декабря, 22.00. Famous. Ул. Рочдельская, д. 15/44. 255 53 44
«78 оборотов». Лев Рубинштейн и ансамбль солистов «Академия старинной музыки» поют советские песни/ 5 января, 19. 00. Камерный зал московской филармонии. Ул. Тверская, д. 29, стр. 3. 232 53 53

Пюрешка за 450 рэ, Дассен и валенки
Предсказуемо не остался в стороне и ресторанный бизнес, который со времен советского общепита поднаторел в коварстве. Сколько бы заведения типа «Петровича» или недавно открывшейся сети Мари Vanna не косили под советскую аскетичную задушевность, а заявленные в меню 450 рублей за «пюрешку с котлеткой» вполне конкретно напомнят, на каком именно свете вы живете. Полную гармонию цены, качества и верности традициям можно обнаружить в таких оазисах, как древние чебуречные на Китай-Городе. Эти беспонтовые в самом наилучшем смысле заведения переживут, верится, любой кризис (в отличии от пафосных мест, где «совок» нагнетается искусственно).

По прошествии времени стало понятно, что замес культурно-бытовых ценностей эпохи социализма, будь то чебурек или Дассен, столь основателен, что, видимо, бессмертен. Поставляемые диджеями ремиксы советских песен — прилипчивых и мелодичных — вдохновляют и юношество, не знакомое с оригиналами. В моду периодически возвращаются то валенки, то унты, то куртки типа ватник. Глядишь, дождутся своего варежки на резинках, и когда-то сигнализировавшие о достатке шапки из нутрии. Практически вечные, если ухаживать за ними с должной тщательностью и любовью.
«Мари Vanna». Спиридоньевский пер., 10А. 650 65 00
«Чебуречная». Солянский тупик, ¼. Стр.1. 623 28 68