28-30 ноября в Москве пройдут фестивальные показы короткометражных фильмов и анимации Future Shorts. Нынешняя зимняя программа с интригующим названием «Изнанка» позволит зрителям побывать в отеле Шевалье, пропустить пару стаканчиков скотча в Лаунж баре, научит правильно любить классическую музыку, а также убедит в том, что иногда собаки могут превращаться в… птиц. И это еще далеко не все.

По традиции, в кинотеатре «35 мм» будет представлена подборка лучших короткометражек последних лет. В этом году их десять. Бывшие возлюбленные герои Натали Портман и Джейсона Шварцмана попытаются разобраться в своих чувствах, встретившись в «Отеле Шевалье» — прологе-зарисовке к «Поезду на Дарджилинг» Уэса Андерсона. Джейсон обещает быть робким и романтичным, а Натали уставшей и разбитой, но не лишенной прелести вечной женственности. О любви нам расскажут и Юлия Форд с Питером Мулланом в печальном и в тоже время светлом фильме «Построить дом» — о мужчине, ухаживающем за своей смертельно больной возлюбленной. Неоспоримое достоинство этих историй в том, что в них отсутствует часто встречающаяся мелодраматическая слащавость — они естественны, а потому понятны и близки.

         Кадр из фильма «Отель Шевалье», реж. Уэс Андерсон, США, 2007 год.

Проникнутые трагикомичностью «Род деятельности», «Аплодисменты» и «Один маленький прыжок» — какой-то в большей, а какой-то в меньшей степени — удаляются от реальности в мир игры воображения и приближаются к абсурду. Желание избавиться от надоедливой особы в общественном месте побуждает взять и учинить над ним мысленную жестокую расправу — прихлопнуть раздражитель как муху, раздавить, растоптать… Выбор средства уничтожения зависит лишь от нашей фантазии. Именно этому посвящена лента «Род деятельности» Ларса Фон Триера, вошедшая в сборник новелл, снятых специально к 60-летию фестиваля в Каннах. Когда терпение доходит до критической точки, начинает литься кровь, окружающие смотрят на раздосадованного героя сперва с испугом, а после – с пониманием. «Род деятельности» схож с «Одним маленьким прыжком» эффектом неожиданности. Концовки обеих лент выглядят одновременно и шокирующими, и комичными. Возможно, одно вытекает из другого — зритель настолько потрясен нелепой кровавой развязкой, что невольно только и может разве что посмеяться над ней.

  Кадр из фильма «Род деятельности», реж. Ларс Фон Триер, Франция, 2007 год.

Иначе строится короткометражная лента «Аплодисменты», рассказывающая историю сумасшедшего меломана — фаната классической музыки, ревностно охраняющего свое право на первые аплодисменты и в итоге вызывающего негодование известного пианиста. Британский режиссер Джоф Линдси оказался более гуманным и обошелся без крови. Его трагизм перекрывается иронией и исходит из чувства жалости к странной идее-фикс главного героя.

Особняком по отношению к прочим лентам стоит «Палиндром» бразильца Филиппа Барчински. Палиндром — набор символов, одинаково читающийся как с начала, так и с конца. Барчински задумывается: а может ли являться палиндромом человеческая жизнь или хотя бы один день из человеческой жизни? И доказывает зрителям, что такое вполне возможно.

Нельзя обойти стороной тему философии «Passe Vite», а также оригинальность ленты «Птицы», созданной парижским артистическим сообществом «Pleix». Также в рамках зимней программы Future Shorts состоится показ анимации нашего соотечественника Алексея Алексеева, работавшего на студии «Пилот». Его музыкальный «KJFG 5» синтезирует классические русские сказки и интересы современного мира.

 

      Кадр из видео-фантазии «KJFG 5», реж. Алексей Алексеев, Венгрия, 2007 год.

Все фильмы фестиваля Future Shorts необычайно детальны, и за счет этого передают то, что бывает не удается передать за час или два в долгих диалогах и мастерских спецэффектах полного метра. Несмотря на малую длительность(от 2 до 15 минут) и акценте на деталях, они не кажутся сжатыми, поверхностными или излишне сконцентрированными на чем-либо. Все на своем месте, нет ничего лишнего, ничего недоработанного или не учтенного. И это не может не восхищать. Подборка примечательна своим разнообразием — как жанровым, так и тем, что касается отраженной проблематики. Эти фильмы почти как мы с вами – как люди – объединенные, но не всегда и не во всем похожи друг на друга и подчас по-разному смотрящие на одни и те же вещи. У нас есть общий фасад, а есть и та самая «изнанка». Все, из чего составлена программа, как разноцветный пазл, глядя на который, видишь и всю картинку сразу, и каждую из ее частей в отдельности и из которого не уберешь ни одной составляющей, потому что тогда на ее месте образуется пустота. Они — как наша жизнь, в которой точно также смешались абсурд и трагикомичность, где есть место противоречивости и состраданию.

С подробной программой фестиваля можно ознакомиться на нашем сайте.