Как однажды заметил Вим Вендерс, режиссер культового «Неба над Берлином», люди похожи на города, в которых они живут. А на кого похожи мы, нынешние жители Москвы, и какой ее видят современные режиссеры и операторы? – задумался «ВД», вспомнив, что в этом году исполняется ровно 45 лет одному из самых лиричных кинопортретов российской столицы – фильму Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».

МОСКВА БОЛЬШАЯ
Большая - первое определение, которое приходит на ум. Кинематографисты нередко изображают Москву огромным мегаполисом, раскинувшимся от горизонта до горизонта. Маленькому человеку потеряться здесь проще простого - что и случилось с героиней Марии Шалаевой в фильме «Русалка». Бедная провинициалка Алиса мечется по улицам, спасаясь от футбольных хулиганов, устроивших погром на Тверской, сходит с ума от одиночества в гулком, пустынном переходе станции метро «Театральная» (который, к слову сказать, в реальной жизни с утра до вечера полон людьми), пытается увернуться от автомобилей, несущихся на нее со всех сторон. Собственно, чарующая магия четырехполосного движения и стала для режиссера картины Анны Меликян настоящим олицетворением Москвы. Поток вечно движущихся мимо машин на заднем плане буквально гипнотизирует и русалку, и ее прекрасного принца Евгения Цыганова, и сопереживающего им зрителя.

Похожий образ Москвы складывается в фильме «Индиго», где идет речь хоть и о гениальных, но все же детях. Пока человек маленький, окружающее пространство кажется огромным. Чтобы подчеркнуть это, камера оператора Джеймса Гуччиардо старается взглянуть на город свысока, словно пытаясь объять необъятное. От этого Москва становится еще больше. Чудо-дети тоже все время тянутся к небу: их любимое место – крыша многоэтажки, для прогулок они выбирают надземные автострады, предпочитая их шум тишине и покою московских парков. Подчеркнутая урбанистичность пейзажей позволяет режиссеру Роману Прыгунову показать будущее города, которое неумолимо наступает.

МОСКВА ЛУБОЧНАЯ
Уютной, почти кукольной предстает Москва в фильме «Жара». По концентрации разлитого в воздухе счастья шедевр Резо Гигинеишвили с легкостью заткнет за пояс даже «Цирк» Александрова. Столица широко улыбается здесь всеми своими туристическими достопримечательностями – Храмом Христа Спасителя, Кремлем и парадной Москвой-рекой. Все очень солнечно и очень жизнеутверждающе. Даже гастарбайтеры, суетящиеся вместе с артистом Смольяниновым у руин гостиницы «Россия», выглядят как-то позитивно – мол, не сомневайтесь, они справятся со своим делом значительно лучше предшественников. Что бы там не говорили о художественной ценности картины, жить в таком городе, наверняка, захотели бы многие.

Показать город только с лучших сторон попытался и создатель фильма «Любовь-морковь» Александр Стриженов. Радость начинает выливаться на зрителя прямо с первых кадров - герой Гоши Куценко едет по летнему, свежему Новому Арбату. Дальше больше: улицы - только чистые, прохожие – только улыбающиеся, дети – только счастливые.

В новом фильме Оксаны Бычковой «Плюс один» Москва тоже кажется светлой и доброй. Романтичные прогулки по набережным, милые, дурацкие посиделки прямо на бордюрах – словом, в создании кинококтейля о первопрестольной и ее жителях были использованы все составляющие полюбившегося многим «Питер FM». Думается, эту картину зритель также оценит.

МОСКВА СЕРАЯ
Бакур Бакурадзе в фильме «Шультес» запечатлел совсем другую столицу. Смурной вор-карманник Алексей, герой Гелы Читавы, созданный явно не без влияния раннего Джима Джармуша, умудрился вперемешку с кошельками и мобильными телефонами украсть у города все его опознавательные знаки. Шультес все время молчит, и вместе с ним молчит Москва. Герой страдает амнезией, и столица тоже как будто лишена прошлого. На экране так и не мелькнет ни разу хоть сколько-нибудь знакомое здание – сплошь новостройки и стройные ряды пивных ларьков в районе «Чертановской», которые ничем не отличаются от таких же оазисов розничной торговли в любом другой районе. Москва, следом за своим героем, поднимает ворот пальто, чтобы остаться неузнанной.



МОСКВА ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
Тимуру Бекмамбетову, автору фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор», удалось показать Москву инфернальную, фантастическую, Москву-призрак. С наступлением сумерек знакомый город вдруг приобретает черты Готэм-Сити Тима Бертона – становится одновременно волшебным и мрачным. Особенно ярко это проявляется в эпизоде нападения на старушку возле метро «ВДНХ» - снег продолжает медленно падать, пока добро со злом ведут свою нескончаемую войну. Рисуя сюрреалистический портрет столицы, авторы не смогли отказать себе в удовольствии разнести в клочья парочку (видимо, не самых удачных на их взгляд) архитектурных достопримечательностей - раскололи надвое гостиницу «Космос», взорвали Останкинскую телебашню и превратили проспект Мира в самое тихое и безлюдное место на земле. Город вымер, опустел, окончательно покорился бесконечной зиме.

ФИЛЬМЫ-ПУТЕВОДИТЕЛИ 

«Манхэттен»

(Вуди Аллен, 1979)
Самый нью-йоркский фильм самого влюбленного в «Большое яблоко» режиссера. Повторить маршрут героев нетрудно, он охватывает все краеугольные места Манхэттена. Здесь и Бруклинский мост, и Центральный парк, и Эмпайр-Стейт-Билдинг, и даже ресторан Elaine’s. Если вы не из тех, кто считает Америку воплощением зла, это путешествие ни за что не оставит вас равнодушным.

«Небо над Берлином» (Вим Ведерс, 1987)

Убежденный урбанист в своем главном шедевре смог запечатлеть душу немецкой столицы. Романтичным натурам, желающим почувствовать себя Питером Фальком, рекомендуем просто не терять из виду безмолвных ангелов, летающих над Потсдамер плац, Бранденбургскими воротами, Рейхстагом и, конечно же, фрагментом Берлинской стены, разделявшей когда-то Германию.


«Питер FM» (Оксана Бычкова, 2006)

Режиссерский дебют, явивший зрителю новую Северную столицу во всей ее красе. Мосты и набережные Невы, метро (в картине фигурируют станции «Горьковская» и «Чкаловская»), дом-призрак на Фонтанке, который постоянно пытается нарисовать герой Евгения Цыганова и, конечно же, знаменитые питерские крыши. Главное, когда отправитесь в Санкт-Петербург, берегите телефон, а то мало ли что…

«Париж, я люблю тебя» (альманах, 2006)

Замечательный во всех отношениях киноальманах, в котором признаются в любви к французской столице сразу несколько выдающихся кинодеятелей. Перед режиссерами стояла задача - снять свою историю в каком-то определенном месте, а, следовательно, на экраны город попал почти целиком. Из главных остановок: Елисейский дворец, Эйфелева башня, парижское метро, набережные Сены и любовь, любовь, любовь…

«Залечь на дно в Брюгге» (Мартин МакДонаф, 2008

Искрометная, наполненная черным юмором история о двух проштрафившихся киллерах. Брюгге – один из самых удивительных и красивых городов Европы – выступает здесь едва ли не главным героем. Базилика Святой Крови Христовой, Иерусалимская церковь, городская ратуша и бесчисленное количество мостов и мостиков всех мастей, - в общем, если вам срочно надо где-нибудь залечь на дно, лучшего места не отыскать.