Среди легенд, окружающих кинематограф, одна из самых распространенных: кино — область, недоступная для простых смертных. «ВД» решил развенчать этот миф и составил подробную инструкцию для тех, кто мечтает попробовать себя в роли режиссера.

1. Желание
Казалось бы, такая банальная вещь, зачем об этом писать? Но вопрос, на самом деле, гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недаром работники киноиндустрии любят говорить: «Если можешь не снимать кино – не снимай». Человек, прежде не сталкивавшийся с производством фильмов, мало представляет себе, сколько сил и времени нужно потратить на выпуск полноценной картины. Не верите, спросите у профессионала. «Увидев сценарий, вы должны твердо для себя решить, что готовы потратить на него год своей жизни», - наставляет режиссер Кирилл Серебренников начнинающих коллег. Год без отдыха, пауз на личные дела и передышки. Правда, в случае с короткометражным кино, формат которого больше подходит для начинающих авторов, не обладающих, как правило, большим бюджетом, времени понадобится чуть меньше – около трех месяцев. Так что, подумайте хорошенько, прежде чем брать в руки камеру: «А действительно ли мне это так нужно?»

2. Теория
Поскольку речь идет о серьезной работе, которую можно будет потом отправить на конкурс, а не о ролике-зарисовке «Как мы здорово повеселились с друзьями и удивили родителей», то вам потребуются некоторые базовые знания. Для этого можно, например, начать ходить в киноклуб «АРТкино», репертуар которого составляет архивная кинокласика, работы великих и современный андеграунд, или в киноклуб «Мастер-класс», где действуют постоянные курсы для тех творчески мотивированных персон, что жаждут снимать кино самостоятельно. Еженедельные лекции здесь читают известные кинодеятели, а сотрудники клубов помогают новичкам с полезной литературой и даже необходимым оборудованием. Если же ходить вам никуда не хочется, то для самостоятельного освоения предмета рекомендуем почитать следующие учебники: по операторскому искусству – «Компонуем кинокадр» Сергея Медынского, по монтажу – монографию Алексея Соколова «Монтаж» в трех частях, по драматургии - работы Валентина Туркина. Все книги легко найти в библиотеках, а некоторые из них доступны в Интернете.

3. Понимание и вкус
Для того, чтобы снять что-то действительно достойное, необходимо иметь понимание того, как кино развивалось вообще, в каком оно состоянии сейчас и куда движется. В этой связи не помешает устроить себе ликбез и посмотреть все с самого начала: первое немое кино, авторские работы 50-60-х (Феллини, Тарковский, Антониони) и, конечно же, современные произведения, отмеченные призами на фестивалях. Даже, если фильмы вам не нравятся, уделить им время вы обязаны – это программа минимум, ужать которую больше просто невозможно. А еще очень полезно обсуждать увиденное – формат киноклуба подходит для этого идеально. К уже перечисленным стоит добавить «Сине Фантом клуб», демонстрирующий самый широкий спектр отечественных и зарубежных картин, а также «Новый Киноклуб» театра «Практика». В этих местах после показов фильмов практикуются встречи с режиссерами, актерами и кинокритиками, которые не будут против выслушать ваше мнение или даже вступить в дискуссию. Кроме того, просмотренный материал можно использовать в учебных целях. Скажем, вам очень понравилось, как была представлена погоня в том или ином фильме: вы берете и покадрово зарисовываете сцену, после чего изучаете, каким образом все это смонтировано, что за чем следует, где какой ракурс, а затем на практике пытаетесь сделать нечто подобное. Набравшись такого опыта, вам будет легче придумать что-то новое и оригинальное.

4. Техника
Лучше всего, конечно, использовать цифровую кинокамеру. Фирма-производитель, по большому счету, может быть любая – важны рабочие характеристики. Сразу покупать дорогой аппарат смысла нет, а ориентировочная цена того, с которого стоит начать, составляет около 25 000 рублей. У камеры должна быть большая матрица (например, 1/3) и крупный объектив (главный критерий - чем больше, тем лучше), оптический стабилизатор изображения, а также ряд ручных настроек: экспозиция, фокусировка и баланс белого. В любом случае, помните, что секрет хорошей картинки не в одной только камере, а еще и в том, у кого она в руках. А вот штатив лучше сразу приобрести хороший (от 4000 руб.). Еще вам понадобится компьютер, желательно с операционной системой XP и сетевой картой Geforce, а также любой универсальный софт для монтажа (наиболее распространенный - Adobe Premier Pro 3). Вопрос с остальными техническими средствами вам предстоит решать исходя из собственных целей и возможностей. Судите сами, аренда кинематографического крана, позволяющего снимать интересные планы и создавать массу эффектов, обходится в 1100 долларов за смену (8 часов, без учета сборки и работы обслуживающего персонала). Если подобное удовольствие вам не по карману, то попробуйте включить воображение или спросить совета у более опытных коллег. Так, например, для съемки с нестандартных ракурсов бывалый оператор предложит использовать авоську для картошки (камера кладется внутрь), а функцию того самого крана, хотя бы отчасти, выполнить вам самому, используя Monopod – штатив на одной ноге стоимостью около 55$. Не очень удобно, согласны, но искусство, оно ведь такое — все время требует жертв.

5. Практика
Вначале стоит попробовать снимать «анекдоты» - короткие истории общей продолжительностью от 30 секунд до двух минут, в которых есть начало (некоторое событие), развитие и конец (разрешение ситуации). По законам драматургии в каждом сюжете должен присутствовать конфликт: с другим человеком, с группой, с Богом или с самим собой. Отсняв порядка 10 таких роликов, можете браться за создание фильма в формате короткого метра (до 30 минут). К этому моменту вы уже должны обладать знаниями, навыками и хотя бы примерным представлением о том, какого результата хотите добиться. И, конечно, какое кино без актеров? Если среди друзей, родных и знакомых желающих сняться у вас не наблюдается, загляните в тематические интернет-сообщества или посетите студенческие спектакли и кастинги. Вопрос со сценарием решается еще проще: вы либо берете что-то уже готовое, либо придумываете свое, а дальше... как минимум, три месяца вашей жизни.

6. Стоп! Снято!
Режиссеры любительского кино - не самые желанные гости на фестивалях. Вместе с тем, к участию в конкурсах подобные работы кто-то да принимает. Например, фестиваль Open Cinema в Санкт-Петербурге, московские «АРТкино» и «Селекция», а также проходящий в сибирском городе Канск «Канский фестиваль». Для того, чтобы судьи увидели ваш шедевр, достаточно, как правило, отослать по электронной почте заявку (скачивается на сайте) и записать готовый материал в формате, соответствующем требованиям организаторов. Финальный шаг - оформить посылку и после, затаив дыхание, ждать, когда на вашу голову обрушится всемирная слава.

Редакция благодарит создателей проекта «АРТкино» Дмитрия Куповых и Сергея Тютина за помощь, оказанную при подготовке материала.