Режиссер Изабель Койшет сняла красивую психологическую драму «Элегия» о взаимоотношениях немолодого профессора-плейбоя и его студентки. В роли юной чувственной кубинки — одна из самых желанных актрис планеты Пенелопа Крус.

«Пенелопа Крус – женщина моей мечты», – с завистью в голосе протянул итальянский журналист, провожая меня на интервью с актрисой. И ведь, действительно, остается лишь смириться с тем фактом, что в последние четыре года никакая другая актриса не кружит голову мужскому населению планеты так часто, как испанка Перелопа Крус.
Без нее не обходится ни один крупный кинофестиваль мира. На последнем из них, в Канне, она позировала перед камерами под руку с Вуди Алленом (фильм «Вики, Кристина, Барселона»). В Берлин актриса приезжала с драмой «Элегия» по роману Филипа Рота «Умирающее животное». Она смотрит с каждого второго плаката своим манящим томным взглядом, будь то постер ее последнего фильма или рекламный щит фирмы «Л’Ореаль», чьей моделью она является уже несколько лет. Однако во время интервью актриса и словом не обмолвилась о своих звездных успехах, зато показала себя тонким психологом, рассуждая о взаимоотношении полов, внутренней красоте, которую приобретаешь с годами, и своем любимом режиссере Педро Альмодоваре.

Г-жа Крус, вам довелось прочитать книгу Филипа Рота, по которой был снят фильм? Как вы относитесь к подобного рода любовным историям: пожилой профессор закручивает роман со своей студенткой, потом, неспособный к продолжительным отношениям, оставляет ее?

Меня восхищает Филип Рот. Красота его стиля и эмоциональная тонкость настолько захватывают, что мне кажется, этот человек не может быть реальным, он выдумка, инопланетянин или, может, он моя вымышленная «вторая половина», которую я никак не могу найти в реальной жизни. Однако все эти темы слишком интимны для нашего с вами интервью (смеется). На ваш вопрос отвечу, что книга Рота сопровождала меня в течение всех трех месяцев съемок картины и была испещрена моими пометками и комментариями вдоль и поперек. Однажды мне даже удалось поговорить с господином Ротом лично. Он, правда, не читал нашего сценария, и, подозреваю, не смотрел фильма, но когда Рот узнал, что мы снимаем фильм, позвонил и поддержал меня эмоционально. Помню, что очень нервничала, и голос у меня дрожал.

Рот как-то сказал, что «красивые женщины неуловимы. Их нельзя понять, можно только увидеть прекрасную оболочку, которая их окружает».

Когда Рот говорит о женщинах – это звучит прекрасно и очень романтично. Когда журналисты обсуждают со мной Рота в прессе, то это звучит вульгарно. Кажется, что они ожидают от меня какой-то сенсации, интимного признания.

Какого же?!

Ну, например, что я начну жаловаться, какой дурнушкой была в школе, как мучалась из-за прыщей или как мальчишки не хотели со мной встречаться. Но в один прекрасный день в моей жизни все изменилось. Пришел волшебник и превратил меня из «гадкого утенка» в «прекрасную лебедь». С тех пор я и купаюсь в лучах своей славы. Или, например, что моя красота приносит мне только страдания, что мужчины, включая режиссеров, мне не дают прохода, а когда я прихожу домой, то рыдаю в подушку от одиночества и мечтаю наконец-то почувствовать себя рядовой женщиной. Увы, господа журналисты, ничем порадовать я вас не могу. У меня было прекрасное детство, никаких проблем с внешностью. И до сих пор я ни на что не могу пожаловаться!

Если учесть количество поклонников вашей красоты, то вам, действительно жаловаться не на что ...

По-моему убеждению, каждый человек обладает красотой, просто ее виды и выражения неисчислимы. Мне не хотелось бы много говорить о своей внешности. По профессии я актриса, а значит внешний вид принадлежит к моему профессиональному актерскому арсеналу. Но не следует думать, что красота помогала мне понравиться режиссерам и без проблем получить свои роли. Как и другим моим коллегам, мне тоже приходилось бороться за выживание, и чтобы получить роль, нужно было ходить на прослушивания и мучиться в неизвестности, возьмут меня на роль или нет.

Если красота актрисы один из аспектов ее профессионализма, что же вы будете делать через трицать лет? Не боитесь старости и морщин?

А кто сказал, что пожилые люди некрасивы? Я не только не боюсь старости, напротив, я ее с радостью жду. Жизнь дана мне, чтобы пройти все этапы и познать ее многообразие. Преклонные годы могут преподнести множество сюрпризов, порадовать неожиданным опытом. Я знала людей, которые начинали свою жизнь заново в 60 лет, например, встречали любовь! Некоторые из них в пожилом возрасте были гораздо счастливее, чем в молодости.

Это то, чем вы себя успокаивате, когда смотрите на пестрые плакаты Л’Ореаль?

На плакатах Л’Ореаль я любуюсь не собой, а обращаю внимание на отличный макияж, блеск ухоженных волос, красивые густые ресницы. Реклама – работа, демонстрация товара, а не процесс увековечивания красоты.

Вы с такой неохотой отвечаете на вопросы о своей внешности, предполагаю, что съемки «Элегии» дались вам с большим трудом, ведь ваша героиня просто переполнена сознанием того, что она - красавица?

В начале повествования моя героиня, действительно, переживает нечто, похожее на нарциссизм. Но это лишь потому, что она еще не раскрылась для любви, не созрела для восприятия других людей. По-моему, это процесс естественный. Понаблюдайте за маленькими детьми, их мысли сосредоточены только на них самих: «с кем я хочу играть», «что мне подарят на день рождения», «когда мне наконец-то отдадут мою игрушку». По мере взросления каждый человек начинает постепенно избавляться от эгоцентризма, концентрировать внимание не на себе, а на других людях, начинает считаться с их чувствами, ставить себя на их место.
Моя героиня, Консуэла, переживает процесс взросления через свою любовь к профессору Кепешу. С ним она превращается в женщину. Но странное дело, сам профессор, умудренный жизненным опытом, с сединой на висках, так и остается ребенком, не способным полноценно отвечать на чувства других людей.

Ваша героиня охотно обнажает свои чувства и свое тело ...

Это не говорит о ее самовлюбленности, скорее об эмоциональности и чувственности. Консуэла живет в Нью-Йорке, но родом она с Кубы, южной страны, где не боятся своих эмоций, не скрывают за маской безразличия свои печали и радости. Профессор Кепеш – ее полная противоположность, он привык с настороженностью относиться к своему окружению, скрывать свои чувства и постоянно опасаться, как бы кто-нибудь их не оскорбил. Он живет в большом городе, а нигде не может быть так одиноко, как в нем! Чтобы выжить в этих условиях, люди становяться необщительными и привыкают в своему одиночеству.
Когда я играла Консуэлу, то почти лично переживала состояние молодой студентки, которая влюбляется в мужчину, возраста ее отца. Кепеш оставляет девушку лишь потому, что не способен на длительные и полноценные отношения, он боиться, что если девушка его оставит, он не вынесет страданий. Я расцениваю такое поведение, как трусость, инфантильность и незрелось. Седой профессор оказывается ребенком, в то время, как его ученица эмоционально выросла до роли его матери.

Профессора Кепеша сыграл Бен Кингсли. Как сложились ваши отношения с Кингсли во время съемок?

Кингсли — актер с большим профессиональным опытом и длинным списком прекрасных ролей, но это не сделало его заносчивым или неприветливым. В отличие от своего героя, профессора Кепеша, Кингсли мало думает о себе, но постоянно волнуется о том, как помочь другим. Мне было очень легко с ним работать. К тому же, это очень интеллигентный человек, он никогда не боится делать ошибки.

Интересно, заставляют ли подобные роли задуматься о разнице полов, об их способности понимать друг друга?

Вы хотите спросить, не стала ли я ненавидеть мужчин, после того, как сыграла в «Элегии»?

Ненависть — очень сильное чувство! Я бы спросила, не испытывали ли вы грусть от этого вечного непонимания между людьми?

Когда я посмотрела «Свяжи меня» Педро Альмодовара, мне было всего 13 лет, но меня поразило, насколько хорошо этот мужчина знаком с психологией женщины. Тогда же я твердо решила найти агента и стать актрисой, чтобы когда-нибудь встретиться с этим человеком и работать с ним. Так, один мужчина изменил мою жизнь.

Что же вы нашли особенного в этом режиссере?

Он восхищается женщинами, но его интересуют не только красота, но и их слабости, неврозы, чувства — все то, что дает ему пищу для его картин. Во время съемок этот деликатный человек никогда не скажет обидного слова, даже если он считает, что актриса не справляется со своей ролью. Правда, он будет выглядеть несчастным, как ребенок. Впрочем, с ним всегда быстро удается найти правильное решение. Если же он доволен актерской игрой, то его счастью нет конца. Неважно, как сильно он устал на съемках, после них Педро всегда найдет время позвонить и поблагодарить за работу.
А еще — это единственный человек, с которым я могу часами гулять, не проронив ни одного слова.

Эротическую мелодраму «Элегия» с Пенелопой Крус смотрите в кинотеатрах с 7 августа.