На экраны выходит новый фильм о приключениях Бэтмена «Темный Рыцарь», бьющий рекорды по сборам — за 10 дней проката он собрал в США $300 млн и имеет все шансы обогнать легендарный «Титаник», заработавший в свое время $600 млн. 

«Темный рыцарь» вполне может стать не только самым кассовым фильмом года, но и вообще — за всю историю кино. И для этого есть все условия: захватывающая история, каскад спецэффектов и не просто звездный, а супезвездный состав, в котором, однако, основное внимание приковано к Хиту Леджеру, трагически ушедшему из жизни почти сразу же после завершения съемок. По уверениям критиков, такого невероятного злодея в кинематографе еще не было. Многие заявляют, что последняя роль актера и стала причиной его гибели, она же, по слухам, будет и главным номинантом на «Оскар» — посмертно.

Миссия выполнима.

Создатель «Начала», одного из лучших фильмов Бэтменианы Крис Нолан поставил перед собой невероятную задачу —.втиснуть полновесную историю о подвигах своего героя в узкие временные рамки: между стартом всей эпопеи и историей с Робином, сделав фактическое продолжение своей первой картины. При этом исхитрившись столкнуть Абсолютное Добро в виде чуть повзрослевшего Бэтмена и Абсолютное Зло в качестве совершенно иного, невиданного доселе Джокера. Их самое странное и самое страшное противостояние потребовало неожиданного подхода.

Во-первых, в картине нет никакого солнечного Лос-Анджелеса с его пальмами и бесконечными бульварами. Действие «Темного Рыцаря» происходит в Чикаго — мрачном, макабрическом, индустриальном и криминальном городе-призраке. Главным образом, в его деловой части, на улице Ла-Салле. Во-вторых — принципиально никаких павильонов и компьютеров. Все съемки проходили на реальных улицах города, актеры прыгали по настоящим небоскребам и ползали по натуральным городским канализациям. Снимались похождения героев на камеру IMAX, без использования дополнительной оцифровки. Да и грим был настоящим, а не сделанным фотошопом, и от того еще более страшным. И наконец, как в старые добрые времена, самые опасные трюки выполняли дублеры, а не компьютерные двойники. В-третьих, происходящие на экране события по своим масштабам затмевают абсолютно все предыдущие ленты о приключениях Бэтмена. Взорванный пятиэтажный дом? Да, честно заложили под фундамент взрывчатку, и здание взлетело на воздух. Перевернувшийся двенадцатиколесный трейлер? Команда из восьми человек пристроила под днище специальную взрывчатку и машина, весящая, как нормальная подводная лодка, эффектно легла на бок. Сцена, в которой люди в панике разбегаются из готовой обратиться в пыль церкви, снималась с сотней статистов, которым по секрету сообщили, что потолок вот-вот рухнет им на головы, так что удирали они от всей души. А когда нужно было показать абсолютно пустой квартал практически в самом центре Чикаго, Крис Нолан с ассистентами лично беседовал с каждым из его обитателей, в том числе и полицейскими, убеждая их в определенное время оставить свои дома и переждать съемки в другом месте. Убедил.

Нельзя не вспомнить и о музыке, которую можно считать полноправной участницей фильма — оскароносец Хансу Циммер, работавший над «Началом», был усилен Джеймсом Ньютон-Ховардом («Знаки», «Вертикальный предел»), бывшим рок-музыкантом и соратником Элтона Джона. Но главная отличительная черта картины — разумеется актеры.

Пациент психоаналитика.

Главную роль в этой картине, как и в фильме «Бэтмен. Начало» сыграл Кристиан Бейл. Изначально продюсеры шли на серьезный риск, выбрав на роль Бэтмена именно этого парня. Ведь чуть ли не самым ярким его персонажем стал маньяк-убийца Патрик Бейтман в «Американском психопате», разрезавший мертвых проституток бензопилой. «Из всех сценариев, которые мне предлагают, я выбираю тот, который бросает мне вызов, — сказал как-то Бейл. – Мне нравится играть героев мрачных и неоднозначных».
Бэтмен не стал исключением. При всей нелепости изначального замысла (как можно серьезно относиться к герою с ушками?), Бейл сыграл не подросткового кумира с набором суперспособностей, а потенциального пациента психоаналитика. Свою роль он трактует неоднозначно: «За что мне нравится Бэтмен, так это за то, что у него никаких суперспособностей нет. Есть деньги, есть связи – это да. Но в остальном, он совершенно обычный человек».

Но если Бэтмен в представлении Бейла — «человек обычный», то его собственную биографию ординарной уж точно не назовешь. Примечательно, что у актера давние связи с Россией: мальчиком он играл царевича Алексея в телесериале о последнем русском императоре, а потом появился в советско-англо-шведском фильме режиссера Грамматикова «Мио, мой Мио» (съемки проходили около Чернобыля как раз накануне трагедии).

Сам Бейл, впрочем, свое детство вспоминать не любит: его семейство, состоявшее из мамы, цирковой актрисы, папы, подрабатывавшего в качестве частного пилота, карточного шулера и даже дублера Джона Уэйна, и трех сестер, мягко говоря, было необычным. Кристиан, к примеру, родился в Южной Африке, и до 15 лет поменял ровно 15 домов, все время кочуя с бродячим цирком, где работала мама. Затем семья осела в Лондоне, а Кристиан, которому родители предоставили полную свободу выбора, с подачи старшей сестры пристрастился к театру, играя в детских спектаклях Вест-Энда (в одном составе с Кейт Уинслет), а потом попал в сериал о последнем русском царе (его исполнил Омар Шариф). На способного мальчика, сыгравшего Алексея Романова, обратила внимание актриса Эми Ирвинг, и порекомендовала Бейла своему будущему мужу, Стивену Спилбергу в картину «Империя солнца», на роль главного героя – 13-летнего Джима. Стивен Спилберг, как известно, голливудский царь Мидас – все, к чему он прикасается, обращается в золото. После «Империи солнца» Бейл стал невероятно популярен. Его вполне могла бы ждать участь другой протеже Спилберга, Дрю Бэрримор, но ему удалось выстоять. Кстати, не без помощи женщин, которые всегда были к нему неравнодушны: если в начале карьеры Бейлу всячески содействовала Эми Ирвинг, то в юности его помощницей стала Вайнона Райдер. С ней Кристиан снялся в фильме «Маленькие женщины».

Потом Джейн Кемпион пригласила его в костюмную драму «Портрет леди» с Николь Кидман. А Мэри Хэррон сняла его в «Американском психопате» - фильме, от которого открестились Леонардо ди Каприо и Брэд Питт. Все боялись играть маньяка с безупречным вкусом – для Бейла же это был самый лучший выбор. Он всегда искал себе роли «на сопротивление» - будь то одержимый фокусник в «Престиже» или еще один психопат, страдающий бессонницей, в «Машинисте».

В Голливуде у Бейла репутация абсолютного хамелеона: он может подделать любой акцент, может нарастить мускулы, может даже вставить новые зубы (как в случае с «Американским психопатом») или сбросить 27 кг («Машинист»), а потом поправиться на 46 («Бэтмен»)! При этом он говорит, что не гонится ни за деньгами, ни за славой, ни даже за «Оскаром». Главное для Бейла – это мнение его жены. Ну чем не повод отправиться на прием к психоаналитику?

Звездный десант.

Если Бейлу в фильме досталась главная роль, то остальных персонажей язык как-то не поворачивается назвать второстепенными. Тем более, что играют их сплошь звезды первой величины. Прежде всего — Мэгги Джилленхалл (потенциальная невеста Бэтмена Рейчел Дэвис), профессиональный кинозлодей Гэри Олдмэн исполнил комиссара полиции Джеймса Гордона, роль дворецкого-аристократа Альфреда досталась сэру Майклу Кейну, а главный афроамериканец Голливуда Морган Фримен сыграл загадочного президента фантастической корпорации «Уэйн Энтерпрайз» Люсиуса Фокса. Но масштаб требует новых людских ресурсов, и они были задействованы. В веселую компанию Джокера влились: обладающий двумя лицами (после катастрофы с участием серной кислоты) прокурор Харви Дент (колоритный Аарон Экхарт) и совершенно комиксовый Большой Босс Сэл Марони (лучший друг нашей страны Эрик Робертс) и наконец — лошадка, на которую сделано больше всего ставок, Хит Леджер в роли самого главного злодея. Только вот Джокер от Леджера имеет мало общего с Джокером Джека Николсона или Сизара Ромеро.

Застенчивый герой.

Как признался Крис Нолан, при монтаже он старался сделать все, чтобы зритель при просмотре не думал о том, что исполнителя роли Джокера уже нет в живых. Получилось, в отличие от все остального, не очень. Австралиец Хит Леджер, ставший одним из самых ярких и успешных актеров Голливуда, ушел из жизни так рано и так нелепо, что любители кино отказываются верить в его смерть. Да и с самой его смертью до сих пор много неясного.

Кстати, мало кто знает, что собственно актера Леджера могло и вовсе не быть. С детства Хита, мальчика из старинного города Перта, одного из первых английских поселений на Южном Континенте, увлекали две вещи — рок-н-ролл и кулинария. Он мечтал стать поваром в лучшем итальянском ресторане города, и одновременно все свободное время наяривал на гитаре. Эта его страсть особенно заметна в фильме «История Рыцаря», сделавшим его знаменитым. В том, что Хит все-таки выбрал актерскую карьеру, немалую роль сыграл его давний друг рок-музыкант Бен Харпер, разглядевший его недюжинный талант. Он уговорил болезненно, прямо по-девичьи застенчивого Хита забыть про свои комплексы.

Практически все фильмы с его участием: от «Банды Келли» и «Бала монстров» до «Братьев Гримм» и «Пожирателя грехов» становились хитами, а «Горбатой Горе» и вовсе досталось три «Оскара», не считая почти сотни других наград. Именно на съемках этого фильма он встретил актрису Мишель Уильямс. Их роман вспыхнул, как щепка возле камина, а через полтора года они объявили о своей помолвке. Вскоре у них родилась дочка Матильда. Они были одной из самых красивых пар Голливуда, и казалось, ничто не предвещало их расставания.

22 сентября 2007-го пара объявила о том, что их помолвка аннулирована. Без объяснения причин. Хит переживал ужасно — то, что не он был инициатором разрыва, понимали все. Но вряд ли кто мог предположить, что жить ему оставалось ровно четыре месяца.

Вечером 22 января этого года 28-летний Хит Леджер был найден мертвым в своей квартире в нью-йоркском Сохо. Рядом с ним валялись пустые пузырьки из-под самых разных успокоительных снадобий, некоторые из которых условно можно было отнести к «имеющим наркотический эффект». Количество таблеток, которое он проглотил в течение нескольких часов, было таким, что хватило бы на то, чтобы отправить на тот свет дюжину крепких мужчин.

Была ли смерть актера случайностью или Хит ушел из жизни намеренно? Друзья утверждают, что после расставания с Мишель он постоянно находился в депрессии, и с каждым днем она становилась все тяжелее. Как свидетельствуют специалисты, в таком состоянии человек может потерять восприимчивость к лекарствам, и испытывая страх и душевный дискомфорт, поглощать их буквально пачками. А потом наступает кумулятивный эффект — организм не справляется, и отказывают сердце и почки.
Но, почему Леджер, уже давно «сидящий» на таблетках, не соблюдал дозировку, и зачем принимал алкоголь (в его квартире было обнаружено несколько пустых банок из-под пива), прекрасно зная что, такое сочетание смертельно опасно? И еще — на автоответчике актера был обнаружен странный звонок — он договаривался с каким-то мужчине о встрече непосредственно в день своей смерти. Совершенно нормальным, даже веселым голосом. А незнакомец в свою очередь обещал «решить его проблему». При этом посторонних отпечатков пальцев обнаружено не было. Если кто-то приходил к Леджеру незадолго до его гибели, может он и «помог» артисту уйти в иной мир?
Официальная версия его смерти — передозировка медицинских препаратов. Полицейское расследование признано законченным, а дотошных журналистов призывают «не нагнетать обстановку». Может быть, кому-то хочется, чтобы все это как можно быстрее стало достоянием истории?

Да будет «Оскар!».

Режиссер Кристофер Нолан категорически отрицает, что работа над образом Джокера способствовала развитию депрессии у Хита Леджера. «Хит был весел и энергичен, кривлялся перед зеркалом в своем сценическом наряде и постоянно шутил с актерами и членами съемочной команды».

Но сколько бы ни «шутил» Леджер, сыгранный им персонаж имеет все шансы стать одним из самых жутких злодеев в истории мирового кино. По сравнению с которым Ганнибал Лектер или серийная убийца Айлин из «Монстра» покажутся народными дружинниками. Кстати, и Энтони Хопкинс, и Шарлиз Терон за свои чикатильские роли получили по «Оскару».

Ходят весьма достоверные слухи, что заветную статуэтку дадут и Хиту Леджеру. За это, в частности, выступает его партнер по фильму Гэри Олдмэн, а уж он переиграл столько отрицательных персонажей, что может подрабатывать главным экспертом. «Я действительно считаю, что Хит создал злодея-икону, который останется на века, и, конечно, мне бы хотелось увидеть, что он получит награду. Но, знаете, я считаю, что удостовериться в его таланте и отметить его можно и без этого фильма». Но есть в Голливуде и те, кто считает, что вручение «Оскара» Леджеру — чистой воды пиар, и его цель — раскрутка выходящего на экраны «Темного Рыцаря». Так, маститый Терри Гиллиам сказал, что уйдет из жюри киноакадемии, если это вдруг произойдет.

Ясно одно — для самого Хита Леджера эти споры уже не имеют никакого значения. И то, что Роджер Эберт выразил одной фразой: «Бэтмен» больше не комикс. «Темный рыцарь» Кристофера Нолана — фильм, преодолевший свое происхождение и ставший всепоглощающей трагедией».


Детали.

«Оскар» после смерти.

Всего шесть актеров выдвигались на «Оскар» после смерти: Питер Финч за «Телесеть», Джеймс Дин за «К востоку от рая» и «Гиганта», Спенсер Трейси за «Угадай, кто придет к обеду?», Ральф Ричардсон за «Грейсток: легенда о Тарзане, повелителе обезьян», Массимо Троизи за «Почтальона» и Джинн Иглс за «Письмо». Однако единственным актером, все-таки получившим посмертно эту награду, стал в 76-м Питер Финч. Джеймс Дин, номинированный посмертно два раза за вклад в кинематограф, оба раза проиграл.

Боец и клоун.

Против своих врагов Бэтмен использует приемы Keysi Fighting Method (KFM) – относительно нового боевого искусства, суть которого в том, чтобы максимально использовать мысленную фокусировку и каждую часть тела как оружие. Его главному сопернику, Джокеру, мало что известно о KFM или любых других боевых искусствах. «В честном поединке Бэтмен бы просто уничтожил Джокера, стер бы его с лица Земли, – уверенно заявляет Кристиан Бейл, – но Джокер не знает, что такое честный бой. У него полно тузов в рукаве, поэтому все происходящее напоминает скорее расчетливую игру. Но он находит в Бэтмене достойного противника, и, по-моему, его это радует».


Гримасы Джокера.

Грим всех героев фильма, в частности, Джокера, был создан на основе совершенно новой, революционной технологии, на разработку которой ушло около двух лет. «Мы использовали качественно новый способ наложения силиконовых вставок, которые при контакте с кожей практически сливаются с ней, – поясняет специалист по гриму и прическам Питер Робб-Кинг. – С ним можно направить камеру прямо на лицо загримированного актера и переходов вы не увидите». Кроме того, новая технология значительно уменьшила количество потраченного времени: «Если раньше процесс нанесения грима Джокера занял бы добрых три-четыре часа, то теперь он наносился в течение 25 минут и при этом смотрелся куда лучше».


Фильм «Темный рыцарь» смотрите в кинотеатрах с 14 августа.