В прокат выходит полнометражная версия культового сериала «Секс в большом городе». Своим успехом история Кэрри, Саманты, Шарлотты и Миранды, как хороший коктейль, обязана правильно подобным ингредиентам, то есть собственно типажам главных героинь. «ВД» вспоминает наиболее яркие кинематографические четверки.

Характеры участников практически любого экранного квартета, когда либо появлявшегося на экранах, можно обозначить с помощью знаменитой советской формулировки: «Партия — это ум, честь и совесть нашей эпохи». Кто-то из персонажей обычно особо силен по части ума — и в случае «Секса в большом городе» это, безусловно, Миранда. Кто-то буквально бравирует своей совестью - Шарлотта. Кому-то достается беречь честь смолоду — и это, с некоторыми оговорками, Керри. В случае, когда четверки сложены гармонично, они могут напоминать единый организм. Поскольку вообразить кого-либо скучнее человека, сотканного из одних лишь ума, совести и чести, непросто, четвертый герой, паршивая овца (то есть Саманта) вынужден отдуваться за всю компанию в том, что касается грехов. При этом трем остальным вовсе не обязательно быть ангелами, однако тут ведь как в школе: едва в классе разобьют окно, так к директору немедленно волокут бедолагу, снискавшего репутацию хулигана.

«Д' Артаньян и три мушкетера» (СССР, 1979. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
Популярнейший советский приключенческий фильм, сделавший звездой артиста Боярского, с тех пор вынужденного повсеместно появляться в шляпе. К сожалению, Юнгвальд-Хилькевич не пожелал останавливаться на достигнутом и в годы перестройки снял два сиквела, добавив к истории несколько новых сюжетных линий и изрядную порцию кооперативной эротики. У Дюма герои умирают в «Тридцать лет спустя», однако даже смерть полюбившихся персонажей не остановила кинорежиссера. В новейшем «Возвращении мушкетеров» покойные Атос, Портос, Арамис и Д' Артаньян наблюдают за земными делами сверху, а когда в мире живых становится совсем туго, испрашивают у Господа нечто вроде командировки.

За ум в четверке мушкетеров безусловно отвечает Арамис. Достаточно, впрочем хитрый, чтобы по обстоятельствам притворяться то честью, то совестью, однако грешить при этом хоть и скрытно, но с не меньшим энтузиазмом, чем простодушный Портос. Честью заведует Д' Артаньян, в кинематографической трактовке Юнгвальда-Хилькевича и вовсе ведущий себя как отпетый гопник из рабочих районов. Едва ли не всякую фразу малознакомого собеседника готов трактовать как выпад в свой адрес. Совесть коллектива, Атос, стыдится убийства бывшей жены, миледи, причем вынужден начинать переживать из-за этого по-новой дважды (в первый раз убить женщину по-людски, что за слабохарактерной интеллигенцией водится, не получилось). Как и положено совести, много пьет. Груз приличествующих классической паршивой овце грехов - пьянство, распутство, обжорство — тащит на себе Портос. С каждым сиквелом (очередной на подходе) упомянутые пороки все очевиднее проступают на лице превосходного актера Валентина Смирнитского.

Цитата: «О боже, Атос! Да ведь это убийство!» - «Да, всего лишь убийство. Но что это?! Кажется, у меня кончилось вино!»

«Однажды в Америке» (Once Upon A Time in America, США, 1984)
Свой последний шедевр классик Серджио Леоне поставил, как бы компенсируя творческий промах — 13 годами ранее он отказался снимать экранизацию довольно посредственного романа Марио Пьюзо «Крестный отец». Пронзительная почти четырехчасовая сага повествует о дружбе Лапши, Макса, Кривого и Простака, выходцев из небогатого еврейского района в Нью-Йорке, подворовывавших практически с колыбели и поднявшихся на контрабанде виски во времена «сухого закона». Один из самых лучших и противоречивых фильмов о мужской дружбе, занимающий 98-ю позицию в списке 250 главных лент всех времен и народов по версии IMDB.

Макс, с детства имеющий репутацию крейзанутого, тем не менее, самый расчетливый и, мягко говоря, хитроумный — никакие сентиментальные соображения не удерживают его от того, чтобы при необходимости идти по трупам. Логично, что к финалу он добивается высот успеха, но мало удивительно также, что, перемудрив сам себя, Макс находит свою смерть, бросившись в смокинге в измельчитель мусоровоза. Его полная противоположность — имеющий четкие представления о чести Простак. Выбившись в авторитетные люди, продолжает свято следовать наивным дворовым принципам, включающим честность по отношению к друзьям, специфическую гангстерскую порядочность и готовность к самопожертвованию, которая, в общем, его и губит. Лапша, общая совесть четверки и палач Макса, является из небытия спустя 35 лет после трагической бойни, в которой, как долгие годы был уверен герой Де Ниро, погибли все его товарищи. Демонстрирует присущую совести суровость. Когда Макс буквально умоляет убить его в отместку за разрушенную жизнь, Лапша отказывается и оставляет его наедине с угрызениями. Четвертый участник тандема, Кривой - самый жизнерадостный и порочный персонаж. С одинаковым удовольствием решает силовые проблемы с конкурентами и поет в джазе.

Цитата: «Чем ты занимался все эти годы?» - «Рано ложился спать»

«Южный Парк» (South Park, США, 1997 - ...)
Культовый американский сериал о четырех учениках младших классов из провинциального городка, асфальтоукладчиком прокатывающийся по всем больным темам современной цивилизации, от международного терроризма до гомосексуализма. В сериале на правах полноценных персонажей фигурируют Саддам Хусейн, Иисус Христос и Сатана. Количество полученных «Южным Парком» наград сопоставимо с числом поданных против его создателей судебных исков. Из последних новостей: российский общественный комитет по правам человека от лица верующих подал в суд на редакцию канала «2х2» в связи с мистером Говняшкой, постоянным персонажем «Южного парка», символизирующим дух Рождества. По отношению к телевизионщикам высказано пожелание в качестве меры пресечения взять их под стражу.

В плане проблем с здравым умом здесь все стоят друг друга, однако Стэн Марш — самый вменяемый и адекватный среди героев. В серии «Самопроизвольное возгорание» получает Нобелевскую премию за спасение озонового слоя. Периодически заметно глупеет под чужим влиянием — и в этом его можно понять. Член общества пасхальных кроликов. Характером напоминает озвучивающего его Трэя Паркера (создателя сериала). Второй относительно вменяемый школьник - Кайл Брофловски. Единственный еврей в классе. В отличие от беспринципного отца-адвоката, имеет некоторые представления о порядочности, нередко честно пытается загладить совершенные ошибки. Когда Картман требует у Кайла отдать ему свою часть якобы наворованного евреями золота, долго отнекивается, однако потом действительно отдает. Свой характер, в свою очередь, ему подарил соавтор сериала Мэтт Стоун. Самый невезучий - Кенни МакКормик. Выходец из бедной семьи. Постоянно ходит в закрывающем лицо оранжевом комбинезоне и потому говорит неразборчиво. В подтверждение своей совестливости умирает в каждом эпизоде (в отдельных случаях дважды), как бы не вынеся этого всего. Эти трое — ангелы по сравнению с Эриком Теодором Картманом (он же «Жиртрест»), как и положено главному по порокам, самый обаятельным и популярным персонажем сериала, ролевой моделью многих поклонников «Южного парка». Антисемит. Груб, жаден, нетерпим, подвержен обжорству , однако свою комплекцию склонен объяснять особенностями телосложения: «Просто у меня кость широкая». Ради денег готов на все. За 10 долларов занимался в прямом эфире оральным сексом со скандальным радиоведущим Говардом Стерном. Со многими классическими негодяями его роднит чувство бескрайнего внутреннего одиночества. Любимая компания — старые игрушки, с которыми он устраивает тайные чаепития на заднем дворе.

Цитата: «Боже мой, они убили Кенни!» - «Сволочи!» - «Кто убил Кенни???» - «Ну, они...» - «Кто они?» - «Ну... сволочи»

«Бригада» (Россия, 2002. Режиссер Алексей Сидоров)
Сериал о четырех провинциальных гангстерах, добившихся на мафиозной жниве немалых успехов, но плохо кончивших. Романтичный памятник лихим 90-м, изрядно и заслуженно, поскольку кино, в сущности, неплохое, забронзовевший с годами. Лучшая и наиболее аутентичная роль Сергея Безрукова, нашего кинематографического Пушкина, Есенина и Иешуа Га-Ноцри.

Умником здесь не без оснований считается Пчела. Самый предприимчивый из всей гангстерской четверки. Не чурается побочных заработков, на чем однажды чуть не попадает. Когда несмертельно взорвали Белого, Фила и Космоса, Пчела как раз отправился общаться с новыми партнерами, и герой артиста Безрукова нашел такое совпадение подозрительным. Пчела оказался чист, но осадочек остался. В отличие от своих товарищей Белый, ставший впоследствии вожаком, первые полторы серии пытается быть честным. На аппетитные предложения окружающих порекетирствовать намекает, что хотел бы поступить в институт. Однако события складываются таким образом, что какое там уж образование. Пытается не очень сильно врать и изменять принципам и в дальнейшем. Чрезмерной совестливостью бог наградил Фила. Догадываясь, что криминал — дело не больно то христианское, аккуратно напоминает об этом остальным и стремится каким-то образом зарабатывать деньги в кино. Норовит всем помочь. По части грехов не вполне безупречным подельникам дает фору Космос. С волшебной легкостью мочит оппонентов, обладает дурным нравом, который разворачивается во всю ширь после того, как Космос серьезно подседает на кокаин.

Цитата: «Космос, ты где тачку упер?» - «А так, пацаны, линкольн. Такой только у меня и у Майкла Джексона»

«Приключения Буратино» (СССР, 1975. Р: Леонид Нечаев)
Классика советского детского кино — вольная адаптация повести Алексея Толстого, не менее вольно обошедшегося с итальянским первоисточником — сказкой Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Сбежав от отца-шарманщика Карло, носатый Буратино последовательно попадает в лапы негодяев и авантюристов — сыгранных лучшими силами отечественного кинематографа Карабаса-Барабаса, Лисы Алисы, Кота Базилио и Дуремара. Великолепные песни из фильма прочно вошли в подкорку зрителей, как и туманного происхождения фраза - «Вкалывать, как папа Карло». Одним из самых внимательных зрителей фильма был, вероятно, будущий коллега Алисы и Базилио Сергей Мавроди.

Несмотря на фарфоровую голову, самой рассудительной и умной здесь приходится быть Мальвине. Она умело разруливает все непростые ситуации, которые возможны, когда три особи мужского пола так или иначе вертятся вокруг единственной барышни. Когда разрулить не получается и Буратино стоит все-таки засунуть в кутузку, на помощь приходит верный Артемон. Его понятия о чести, достоинстве и преданности даме лишь заиграли новыми красками, когда режиссер Нечаев, отдавая себе отчет в убожестве имеющейся базы спецэффектов, сделал из него не говорящего пса, а сравнительно нормального мальчика. Как и положено совести, безнадежно влюбленный в Мальвину Пьеро ходит и нудит. Не таков Буратино, не устающий демонстрировать лень, склонность к авантюрам, стяжательство, неуважение к старшим и, несмотря на благостность финала, так, кажется, и не намеренный вливаться в скучное благопристойное общество.

Цитата: «Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» - «Конечно хочу, а как это делается?» - «Проще простого. Пойдем с нами» - «Куда?» - «В страну дураков».