С 19 по 28 июня Москва в 30 раз становится кинематографической столицей Мира. В течение 10 дней каждый зритель имеет законный шанс приобщиться к достижениям взрослого кино - куда более разнообразного, чем видится в хрустящих поп-корном мультиплексах.

В этом году Московский Международный Кинофестиваль проводится в тридцатый раз, в следующем готовится встретить полувековой юбилей. Разброс дат объясняется просто — регулярно Москва принимает кино-форум с 1959 года, ежегодно – с 2000, и в этом есть ироничная метафора к двойственному характеру юбиляра. Вот уж 20 лет программы и гости ММКФ делятся строго на две категории: звезды и заслуженные деятели искусств.


Первые (единицы) открывают или закрывают фестиваль на официальных мероприятиях, вторые солируют в жюри, представляют ретроспективы, проводят мастер-классы. 

ХХХ ММКФ открывают обаяшка Уилл Смит и красавица Шарлиз Терон, за пару недель до американской премьеры балующие вип-публику «Пушкинского» голливудским боевиком «Хэнкок». Иных актуальных лиц в списках не значится, в бой идут главным образом старики. Жюри возглавляет самая яркая звезда Бергмана Лив Ульман, знакомая киноманам и как тонкий арт-хаусный режиссер («Неверная», «Софи»). Ассистировать Лив согласились российско-чилийский режиссер Себастьян Аларкон, актриса Ирина Розанова, австрийский режиссер Михаэль Главоггер и британский кинокритик Дерек Малкольм. Конкурс «Перспективы» судят венгерский режиссер Янош Сас, Анна Меликян и директор Софийского фестиваля Стефан Китанов. Видными гостями смотра станут Питер Гринуэй (он выступит с традиционной лекцией «Кино умерло, да здравствует кино!» и мультимедийным перформансом по мотивам своего триптиха «Чемоданы Тульса Люпера»), собственные ретроспективы представят Такеши Китано и Изабель Юппер. Сербский актер Мики Манойлович (исполнивший роль Достоевского в картине итальянского классика Джулиано Монтальдо «Демоны Санкт Петербурга»), боснийско-калифорнийский вундеркинд Кустурица и венгерский классик Иштван Сабо – значимые иконы восточно-европейского кино с характерным изобилием представленного в программах смотра.

Как и в прошлом году, основной площадкой ММКФ станет многозальный «Октябрь». Также фильмы Конкурсной программы (их 16) и Перспектив (8) можно будет увидеть в кинотеатре «Художественный». Русское кино – в Доме Кино на Васильевской. Будут задействованы площадки Музея кино и Центра Современного Искусства «Винзавод».
Конкурс не блещет звонкими авторскими именами, ставка сделана на крепкий арт-хаус с традиционно широкой географией. Наиболее экзотичны две картины. Снятый в Азербайджане «Абсурдистан» германского режиссера Файта Хелмера прославленного сюрреалистической пасторалью «Тувалу» с Чулпан Хаматовой, героиня которой обретала счастье на островке среди бескрайнего океана с фантазером-аутистом. Не менее роковую роль играет вода и в знойном «Абсурдистане»: чтобы получить руку и сердце возлюбленной, паренек из одноименной деревеньки должен утолить жажду ее недалекой родни. Не менее впечатляющий творческий подвиг совершил мастер лубочных стилизаций Сергей Овчаров, замахнувшийся на экранизацию чеховского «Вишневого сада» («Сад»). Другая российская картина «Однажды в провинции» (режиссер Катя Шагалова) – остросоциальная молодежная драма, которых уже много лет не было в Конкурсе. Еще одна русскоязычная картина родом с Украины – это сентиментальная ретро-советская мелодрама Романа Балаяна «Райские птицы».
Возможно, самую сильную конкуренцию «нашим» составит иранская драма «Проще простого» Резы Мир Карими – история добродетельной матери большого семейства, ставшей ненужной собственным детям. Московский фестиваль, однако, славится абсолютной непредсказуемостью. С немногим меньшей вероятностью на «Золотого Георгия» может претендовать масштабная китайская драма времен гражданской войны «Война на другом берегу» (режиссер Лу Синь) или мелодрама о горькой судьбе проститутки венгерского классика Петера Бачо «Почти девственница». В общем, Конкурс обещает растопить лед в каждом сердце – каждый зритель найдет кого пожалеть… Что абсолютно соответствует тенденциям современной кино-моды, откровенно предпочитающей суровую правду жизни маленьких людей амбициозным творческим поискам.


Еще более невротичные сюрпризы сулят «Перспективы». Из 8 представленных картин примечательна снятая без единого монтажного стыка семейная датская драма «Один кадр» (режиссер Линда Вендель) и авантюрно-криминальная мексиканская фреска «Кумбия нас связала» (режиссер Рене А. Виллареаль - ученик культовых мастеров Рипштейна и Кокса). А также жесткая гомосексуальная драма японского нонконформиста Есихико Мацуи «Что же с нами будет», поставленая мастером после 20-летнего молчания.

В остальных программах фестиваля участвуют более 175 картин. Самые любопытные и значительные собраны в рубриках «Отражения» (бывшая «Вокруг света»), авторских коллекциях отборщиков форума Андрея Плахова («Эйфория») и Петра Щепотинника («8,5»). Подлинно сенсационны ретроспективы великих независимых кинематографистов. Прежде всего - гения американского экрана 70-х Джона Кассаветеса, известного широкому зрителю по роли демонического супруга Розмари из хоррора Полански «Ребенок Розмари». Цай Минь Лянь – самый оригинальный режиссер Дальнего Востока – будет представлен пятью ранними картинами (последние – «Капризное облако» и «Дыра» - стали подлинным открытием нашего арт-хаусного проката).


Важнейшим событием для истинных киноманов и иностранных гостей, которых в этом году ожидается более 250, станет ретроспектива «Социалистический авангардизм». Его отборщик Евгений Марголит дарит нам нечастую возможность увидеть «Аэроград» Довженко, «Строгого юношу» Роома, «Новую Москву» Медведкина, вовсе редкие шедевры тех же 30-х годов, в числе которых «Моя бабушка» Котэ Магаберидзе и «Пасифик 232» Михаила Цехановского. Сергей Мирошниченко представит программу шедевров современного неигрового экрана. Очевидное невероятно: документальные полотна расширяют границы сознания до горизонтов, недостижимых для региональных деятелей игрового кино, многие из которых, чего греха таить, не дотягивают до фестивалей класса «А».


Впрочем, у ХХХ ММКФ есть программа, которую можно назвать альтернативным автопортретом фестиваля. Ретроспектива «Счастливая дюжина» представит шедевры режиссеров получивших первое признание в рамках минувших Московских смотров. В ее шот-листе золотом блещут имена Аки Каурисмяки, Кшиштова Кисьлевского, Кохея Огури – выдающихся кино-мыслителей, которых так не хватает ныне не только российскому, но и мировому кинопроцессу. К счастью, благородные усилия отборщиков и организаторов находят живой отклик у публики, чистосердечное признание которой – наиболее обнадеживающая примета ММКФ.


Несмотря на недешевые (порядка 300 рублей) билеты, ХХХ фестиваль обещает повторить успех прошлогоднего праздника кино, посещаемость которого – как в лучшие времена - приблизилась к 100%.


В целом, вполне респектабельно, однако фестивалю не хватает продуманных пафосных жестов и… здорового авантюризма. Отчего бы не перекрыть Новый (да хоть и Старый) Арбат парой здоровых экранов для еженощных показов тех же (или, скажем, независимых) «Перспектив», ретроспектив, ви-джей шоу? Глядишь, и праздник станет всенародным. Но, как говорится, при всем богатстве выбора, иной альтернативы нет… и пока не предвидится: традиционный Московский смотр остается самым значительным событием столичной киножизни. 

 
Так уж сложилось, что на Московском кинофестивале принято награждать «своих» - но далеко не всегда это плохо. К примеру, на самом первом фестивале, в 1959 году, Больщой приз получила, действительно, великая картина Сергея Бондарчука «Судьба человека», через два года – «Чистое небо» Григория Чухрая, в 1965-м – наша «Война и мир», в 1969-м – «Доживем до понедельника», в 1977-м – «Мимино»... В 1963 году, к ужасу советских чиновников (и под давлением жюри, во главе, опять же, с Чухраем), главный приз получила совершенно буржуазная, но от этого не менее гениальная лента «8 1\2» Феллини – благодаря этой победе ММКФ зауважали во всем мире. Справедливости ради Феллини дали в Москве еще один приз, уже во время перестройки, и далеко не за лучшую его картину – «Интервью»(1987) Чтобы никому не было обидно, призы часто делили поровну, в основном, среди больших друзей Советского Союза (Кесьлевский, Дамиани, Фабри). Американцы, как правило, если и участвовали в конкурсе, то уходили ни с чем. Одно из немногих исключений – действительно, достойная картина «Фанатик»(2001) с еще неизвестным тогда Райаном Гослингом.


Западные звезды в таком количестве, как это принято на международном фестивале, отметились в Москве лишь дважды всю историю существования феста: в период «оттепели» и в годы перестройки. К примеру, в 1963 году к нам приехали Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Жан Маре, Симона Синьоре, Ив Монтан – от такого обилия знаменитостей просто слепило глаза! Но после скандала с фильмом Феллини (ни от кого не удалось скрыть, что «8 ½» получили главную награду почти случайно) и после падения железного занавеса настоящие «селебритис» перестали ездить в Москву. Лишь в начале перестройки ситуация изменилась: на медведей, пьющих водку, и гуляющих по брусчатке Красной площади, приехали поглазеть Роберт Де Ниро, Мэрил Стрип, Джек Николсон, Шон Пенн, Вуди Харрельсон, Ричард Гир. Ходят легенды об их кутежах, и о том, что часто звезды даже не доходили до кинозалов, предпочитая развлекаться водкой и обществом русских красавиц. Впрочем, большей частью это только легенды. А вот Квентин Тарантино, например, посетив Москву, попросил отвезти его к могиле Пастернака. 


Главным скандалом ММКФ был, и останется, скандал с фильмом «8 ½». Но и светские хроникеры, если бы они в то время существовали в советской прессе, могли бы вспомнить о кинофестивале кое-что интересное. Например, как в 1963-м на один высокий прием Джина Лоллобриджида и Софи Лорен пришли в совершенно одинаковых нарядах от Кристиана Диора (в обоих случаях кутюрье утверждал, что шил платье исключительно в одном экземпляре). Первой опомнилась Джина, весело поприветствовав Софи: «Привет, сестренка!»


А в остальном, никаких особых скандалов на ММКФ не было: гостей возили по заводам и фабрикам, знакомили с космонавтами и ткачихами… Расслабились все только относительно недавно: Джек Николсон пил пиво на Поклонной горе со студентками, Вуди Харрельсон ходил по Красной площади босиком и все норовил оседлать Царь-пушку или хотя бы залезть в Царь-колокол. Роберту де Ниро «почистили» его фирменный потертый пиджак – так, что он потерял всю свою фирменность, Квентина Тарантино не пустили с московское кафе (не узнали!) а Сьюзен Сарандон научилась пить «перцовку» и закусывать ее соленым огурцом. Вот только медведей на Красной площади никто так и не увидел – может, в этом году завезут?

Связанные статьи.

Артисты против пиратов в «Царьграде»

Несколько фактов о Московском кинофестивале.

Конкурс ММКФ: отрадно о пацанах.

Первые сюрпризы ХХХ Московского кинофестиваля.

Терон и Смит в Москве.