На экраны выходит самая ожидаемая премьера года, четвертая часть похождений Индианы Джонса, снятая Стивеном Спилбергом. По словам режиссера, это фильм для людей всех возрастов.

Стивен, вы вернулись к «Индиане Джонсу» спустя двадцать лет. Что заставило вас это сделать?

То, что обычно заставляет взяться за постановку фильма – хороший сценарий. У нас ушло почти пятнадцать лет на его создание! Началось все с того, что Харрисон (Форд) после вручения «Оскара» за «Список Шиндлера» в 1994 году, спросил: «Когда мы будем снимать четвертую серию «Индианы»? Я готов!». И мы все это время мы работали над сценарием. Но пока не появился вариант Дэвида Коппа, шляпу Индианы надевать было нельзя (смеется). Всякому фильму свое время! Я должен был возродить магию первых трех фильмов. Я не старался усовершенствовать образ Индианы Джонса. Я просто хотел реанимировать персонаж, и сделать это можно было только в комбинации точного текста сценария, правильного тона всего фильма и уникального вклада Харрисона Форда.

Сегодняшние фильмы Голливуда — это бесконечные экранизации комиксов и компьютерные спецэффекты. Вы не чувствуете в этом какой-то угрозы для себя, как художника?


Я не думаю, что Голливуд так уж изменился и оставил меня и мне подобных позади. Более того, я думаю, что именно мы в авангарде перемен в Голливуде. В кино во главе угла всегда были и будут интересные, необычные истории. Так что дело не в технологии, которая всегда будет меняться – компьютеры, цифра... Старомодная штука – история – всегда будет доминировать. Технически фильмы будут делаться по-другому, демонстрироваться по-другому. Но главным останется одно – про что кино? Что в нем за люди? Чем все кончится? Можно ли взять на фильм детей? А если нет, то почему? Надеюсь, эта сторона кино никогда не изменится. И слава Богу!

По поводу истории ... Несмотря на то, что новый «Индиана» вовсю обсуждается в интернете, никто толком не знает, о чем он. Как вам удалось сохранять тайну? Актер Шия Лебеф, когда его спросили несколько месяцев назад о сюжете фильма, сказал, что вы приставили к нему снайпера, чтобы не проболтался...


Мы, действительно, старались держать сюжет в секрете и, чтобы достичь желаемого эффекта, пошли на многие нетипичные в кинобизнесе приемы. Например, мы не давали читать сценарий членам съемочной группы, даже оператору. Того, кому действительно полагалось знать что-то важное, мы приглашали в специальную комнату. Он мог читать, делать заметки только по своей теме. Артисты, прежде чем принять решение сниматься в фильме, читали сценарий под замком, а потом отдавали его при выходе. Был даже такой трагикомический эпизод. У нас украли 4000 фотографий со съемок и хотели продать их вебсайту, который специализируется на киносенсациях. Так владельцы сайта сообщили нам об этом, и мы поймали жулика с помощью ФБР. Теперь он сидит в тюрьме!

Вы упомняули киноператора. Последние годы вы постянно работаете с Янушем Каминьским...


Да, мы сняли с Янушем 10 фильмов. Он блестящий киноператор. Но на этот раз я сказал ему, что он должен забыть все, что знает, и как бы вернуться к старому стилю постановки света. Как в фильмах класса «В» в старом Голливуде. Я ему показал все три предыдущих фильма цикла. Но по нынешним временам бюджет на освещение такого рода был нам не вполне по карману. Януш тут же предложил использовать юпитеры, которыми лет 40 никто не пользовался! Вы бы побывали на нашей площадке – такое было ощущение, что мы перенеслись в прошлое, и не только благодаря теме фильма, но и методам съемки!

Другой ваш верный сотрудник – Харрисон Форд. Как он изменился за эти годы?


Физически он находится в блестящей форме! По сравнению с ним я чувствую себя слабаком! (смеется). Он проделал все трюки сам, как в предыдущих трех фильмах. Но он добавил в эту четвертую картину нажитую с годами мудрость. В его глазах читается не цинизм, а терпимость и понимание, которое необходимо Индиане Джонсу 50-х годов, когда происходит действие фильма. И мне было очень комфортно иметь именно такого «солидного» Индиану Джонса. Он по-прежнему совершает ошибки, набивает шишки, порой выглядит глупо... Но за всем этим кроется более глубокий уровень понимания, который принес Харрисон. Он ведь снялся во многих серьезных фильмах со времен последнего «Индианы». Он сыграл много серьезных ролей. Но у нас он снова смог проявить свое феноменальное чувство юмора. Участие Харрисона в фильме было важнее всех сценаристов, важнее меня как режиссера. Потому что без него этот фильм невозможен!

Действие фильма происходит в 50-е годы прошлого века. Я провел их в Советском Союзе, вы здесь, в Америке. Что для вас значат 50-е?


Действие фильма происходит в годы «холодной войны». Это было напряженное, но по-своему интересное время. Время «красной опасности», время маккартизма в Америке. Все было окрашено нашим страхом перед ядерной катастрофой. На эту тему тогда было сделано немало картин. Но наш фильм, поверьте, не об этом. Это ведь было и время кожаных курток байкеров, девушек в юбках колоколом, музыки Элвиса Пресли. Поколение «бэбибумеров» пробовало свои первые поцелуи. Очень живое было время, и нам оно показалось очень подходящим, чтобы поместить в него «Индиану Джонса».

Джордж Лукас всегда был одним из создателей фильмов серии. Каков его вклад на этот раз, кроме официальной роли продюсера?


Он сыграл огромную роль в разработке сюжета. Мы очень плодотворно в этой области сотрудничали. Но как только наступает время снимать фильм, Джордж отходит в сторону. За 80 дней съемок он был на площадке раз 6-7. Не много, правда? Он не мешает мне снимать фильм и монтировать его. По правилам вежливости я показываю ему ранние варианты монтажа. Он проводит пару дней в монтажной и делает довольно ценные замечания. Если я согласен, то учитываю их, если нет – он не настаивает. Это большое счастье работать с таким талантливым и чутким продюсером, как Джордж.

Вас называют сказочником, и вы, судя по вашим фильмам, неисправимый оптимист. Откуда это в вас?


От моей мамы. В ней живет вечный ребенок и, думаю, я и мои три сестры находимся под защитой этой магии. Мама доказывает, что стареет только внешность. А душа не стареет, если в нее не проникает цинизм. Мама не поволяет ничему плохому влиять на нее. Если я что-то и приобрел от кого-то, то только от нее.

Кто из мастеров кино больше всего вам близок?


Безусловно, Федерико Феллини! Когда в Италии был показан в прокате мой первый о фильм «Дуэль»(1972 – «ВД»), Universal отправил меня в Рим. Как только я вошел в номер в отеле, зазвонил телефон. Переводчик сказал, что на проводе Феллини. Он посмотрел мой фильм и хочет со мной встретиться. Я еще не распаковал чемодан, но тут же вышел на Испанскую лестницу, прождал минут 20, ко мне подошла женщина (не знаю, как она меня узнала!) и повела меня на встречу с Феллини в «Гранд Отель». Мы познакомились, и он пригласил меня на обед. Но распорядитель сказал: «Сеньор Феллини (его в Риме все знали в лицо!) мы не можем вас пустить в ресторан без галстука». (смеется).


Какие у вас чувства по отношению к Индиане Джонсу?


Я хотел не только вернуть Индиану Джонса тем, кто вырос с ним, но представить этот персонаж тем, кто его до сих пор не знал. Этот фильм мы сделали для людей всех возрастов и всех континентов.
Да, это мы создали Индиану Джонса, но он принадлежит всему миру!

Приключенческий фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» смотрите в кинотеатрах с 15 мая.

Лучшие фильмы Стивена Спилберга.

«Челюсти» (Jaws), 1975
Первый блокбастер Голливуда, изменивший лицо кинобизнеса в Америке. Молодой Спилберг умело сочетает реализм характеров с хичкоковским нагнетанием страха. Механическая акула создала много проблем, часто отказываясь работать и срывая все срокм. Несмотря на это, фильм имел феноменальный кассовый успех.

«Инопланетянин» (E.T.: The Extra-Terrestrial), 1982
Фильм о милом инопланетянине, который хочет вернуться домой, но обретает дружбу земных людей. Спилберг этой работой, ее гуманизмом и добротой завоевал сердца и умы миллионов людей на планете. Картина стала классикой и образцом для подражания нескольких поколений кинематографистов.

«Список Шиндлера» (Schindler’s List), 1993
Спилберг демонстрирует идеальное мастерство постановщика в сочетании с философией гуманиста, рассказывая историю о немецком промышленнике Шиндлере, который в годы Холокоста спас более тысячи обреченных на смерть узников нацистских лагерей. Первый «Оскар» Спилберга за режиссуру. Картина в общей сложности получила 7 «Оскаров», в том числе и как лучший фильм года.

«Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan), 1998
Камерная история малозначительной военной операции по спасению одного солдата, вырастает, благодаря видению Спилберга, в эпическое размышление о природе войны. С чисто кинематографической точки зрения фильм изменил все стандарты показа войны на экране. Фильм в боевых сценах создает доселе невиданный эффект присутствия. Второй «Оскар» Спилберга за режиссуру.

«Искусственный разум» (Artificial Intelligence: AI), 2001
Cпилберг развивает идеи покойного классика режиссуры Стенли Кубрика, работавшего вместе со Стивеном над идеей картины. Автор смело экспериментирует с формой фильма и его философским содержанием. Визуальные образы скорее перекликаются с фантазиями Феллини, чем с картинами Кубрика. В отличие от последнего, Спилберг не страдает мизантропией и сострадает своим героям, даже если это не люди, а андроиды.

Так мы встретились, и с тех пор постоянно держали связь. Он повлиял на весь мой творческий путь, пусть не прямо, я ему не подражаю, но через его фильмы и наше общение. Я никогда не забуду, что, по словам его ассистента, последнее, что Феллини прочел перед смертью, было мое письмо. Да...