Он 12 раз номинировался на «Оскар» и трижды становился его лауреатом. Его состояние оценивается в $250 млн. О его сексуальных похождениях в Голливуде ходят легенды. С возрастом он стал предпочитать совсем молоденьких женщин, и среди его подруг значатся Лара Флинн Бойл и Кейт Мосс. В этом году ему исполнится 71 год, и это вовсе не повод уходить на покой.

Знаменитый магнетический взгляд Николсона притягивает к нему внимание окружающих, где бы он ни появился. Именно так было на прошлогодней церемонии вручения «Оскар», когда именно Джека Николсона назвали его основной сенсацией, хотя он даже не был в числе номинантов. Приглашенный, скорее, в качестве «свадебного генерала» вручить приз за лучший фильм года, именно Николсон, тем не менее, стал эпицентром интереса публики. А всему виной стала наголо обритая голова актера. Как выяснилось позже, это был вовсе не результат химиотерапии, как подумали многие, и не вызов почтенной публике. Именно в тот момент Николсон снимался в комедии «Пока не сыграл в ящик», повествующей о двух стариках (его партнером по фильму стал Морган Фримен), которые сбегают из онкологической клиники, чтобы насладиться жизнью в последний раз: погонять на гоночных автомобилях, объесться черной икрой и поиграть в рулетку в Монте Карло.

Теперь, когда фильм выходит на мировые экраны, корреспондент «ВД» встретился с актером, чтобы поговорить о жизни, смерти и прочих любопытных вещах.

фильм «Пока не сыграл в ящик»Джек, не буду спрашивать, есть ли у тебя формальный список дел на оставшуюся жизнь. Но задумывался ли ты о том, что бы хотел еще успеть совершить?
Конечно, я не могу не думать о таких вещах. Мы все о них думаем, просто стараемся поменьше о них говорить. Этот фильм отражает мысли, которых никому не избежать. К счастью, лично у меня нет слишком длинного списка незавершенных дел. Мне не надо ничего особенно наверстывать. Правда, мой персонаж в фильме наконец-то выбирается к египетским пирамидам. Я лично несколько раз собирался, но все как-то не выходило.

Ты думаешь о смерти, боишься ее?
Об этом все люди думают. Но на самом деле страх смерти – это страх перед неизвестным. Я никогда не верил тем, кто говорит, что не боится смерти. Может я и не прав в отношении этих людей, но когда вы пересекаете порог семидесятилетия, то получаете все более сообщений об уходе близких людей. Тем более, что я всегда дружил с людьми старше меня. Конечно, все мы хотели бы жить вечно. Но это научная фантастика, а не реальность. Вопрос надо сформулировать так: хотел ли бы ты жить вечно, но при этом на свете не осталось бы места для твоих детей? Если никто не будет умирать, возникнет некоторая экологическая проблема, не так ли (смеется).

Если бы был на свете эликсир, который бы сделал тебя молодым, ты бы его выпил?
Я в некотором смысле мистер Натуральность (смеется). Почти все мои друзья уже лет 20-30 назад стали делать операции, чтобы не носить очки. А у меня, видишь, сколько их с собой? Эти для дали, эти для чтения, эти для дня, эти для ночи... Мне интересно, как развивается жизнь, что будет дальше… Наверное, если бы я не был в добром здравии и полон сил, я бы больше думал о таких возможностях. Но я себя чувствую настолько молодым, насколько им хочу быть.

Твой персонаж Эдвард Коул в финале просит прощения у дочери, с которой порвал отношения...
В реальной жизни у меня таких ситуаций не было. Но после просмотра картины несколько моих друзей помирились со своими близкими (смеется). Как артист, как человек – чего большего я могу ожидать от фильма!? Думаю, мы нашей картиной сделали доброе дело. Она ведь жизнеутверждающая в принципе.

Твои дети тебя часто навещают?

Я живу один, но дети у меня бывают каждые пару недель. Я по натуре одинокий волк. Но радуюсь, когда в доме кто-то есть.

фильм «Пока не сыграл в ящик»Какое место в твоей жизни занимают женщины?

Жизнь без женщин – это неполноценная жизнь (смеется). Но я никогда, например, не ходил на свидания. Один раз попробовал, но был таким нервным, что мне это разонравилось навсегда. У меня также нет конкретного образа желаемой женщины – блондинка, брюнетка, рыжая, высокая, коротышка, молоденькая, постарше... (смеется). Если так мыслить, то пропустишь реального человека.

Многие, кто работал с тобой, в один голос твердят о твоей непредсказуемости как актера. А кто из тех, с кем тебя сводила судьба на съемочной площадке, был так же непредсказуем?
О, многие! Марлон Брандо был довольно непредсказуемым. Никто не знал, что он вытворит в следующее мгновение. Натянет старушечью шапочку на голову, играя убийцу, и все такое... Но это как раз то, о чем твердят во всех театральных школах, это то, что придает игре привкус реальности. Ведь жизнь непредсказуема, и ты стараешься это как-то отобразить.

Во время работы над ролью ты уделяешь внимание тому, что называется research (исследование образа)?
Нет, я не хочу слишком вдаваться в подробности реальности, обстановки, поскольку хочу, чтобы мои персонажи в фильме были более универсальными, общечеловеческими, а не привязанными к какому-то месту, городу, национальности. Когда я играю, я не хочу находиться ни под каким влиянием.

В «Отступниках» ты играл человека много моложе себя...
Для актера в этом нет ничего особенного. Во-первых, можно снимать под такими углами, когда детали внешности не особенно видны. Во-вторых, и в реальной жизни мы сегодня выглядим на 40 лет, а завтра на 80 (смеется).

Хотел бы узнать твое мнение о сексе и насилии в голливудских фильмах. Ты сыграл свою долю и того и другого. Но в американском кино большая часть отснятого секса оказывается на полу монтажной, а вот насилие цветет пышным цветом...
Парадокс состоит в том, что средний американский зритель чувствует себя неуютно, когда на экране показывают секс. И спокойно реагирует на насилие. Они ерзают, когда видят «любовь втроем» и не моргнут глазом, когда на экране кого-то распотрошат или походя пристрелят десяток человек. И тут нет разницы между руководителями студий, студентами киношкол и типовым американцем.

Какие картины вдохновили тебя стать актером и режиссером?
Подростком я подрабатывал помощником менеджера в кинотеатре. Так что я видел множество фильмов. Я и сегодня говорю боссам студий: «Забудьте о всяких там «фокус-группах» для опросов, спросите мальчишку-менеджера, что он думает о вашем фильме! Спросите его, как воспринимает картину реальная аудитория, а не ваши подобранные заумными социологами группы». Я полюбил кино, и это сделало меня частью Америки. Я влюбился в вестерны Джона Форда. Когда в кино появился Марлон Брандо, я сразу понял, что в этом искусстве происходит революция. А я был только школьником. Марлон был для нас, любителей кино, нашим Элвисом.

Тебя, конечно, забрасывают сценариями. Что заставляет выбрать именно эту роль, а не иную?
Это зависит от того, в каком периоде моей карьеры я нахожусь. Например, когда возникла «Профессия – репортер» Антониони, я не анализировал сценарий, а просто принял предложение сниматься, поскольку в тот период я полагался на авторитет Антониони. Сейчас я читаю сценарии более внимательно, чтобы найти для себя роли, но раньше я принимал все, что мне казалось творчески интересным, не вдаваясь в детали. Так было со Стенли Кубриком, Халом Эшби и Майком Николсом. Иногда я брался за потенциальные блокбастеры и чувствовал себя при этом отлично, несмотря на их коммерческую суть, а иногда с не меньшим удовольствием работал на картинах, которым не было суждено собрать большую кассу.

фильм «Пока не сыграл в ящик»Похоже, что ты один из немногих актеров Голливуда, которые не обращают внимания на свой возраст.
Думаю, что я в этом смысле счастливчик. Если бы не новый фильм, я бы сидел дома, а не болтал тут с тобой (смеется). Я домашний человек, так что для меня старение – чисто «техническая» проблема. Как актеру мне важно играть правду характера, а не его возраст. В «Отступниках» моему герою Костелло по сценарию 52 года. И ты в это веришь, правда?..

...верю...
...Правда, годы заставляют меня больше анализировать, раньше в игре я полагался исключительно на интуицию.

А твоя известная всем радость жизни – она откуда?
Физическая витальность и сексуальная заинтересованность одна из причин, почему я такой оживленный (смеется). На днях я вычитал в газете, что наука это подтверждает. Так что больше секса с возрастом, а не меньше! (смеется).

Какие планы на жизнь?

Рад, что жив, что трепыхаюсь, что работаю.

Насколько ты любишь свою профессию актера?
Готов все за нее отдать!

Пять лучших фильмов Джека Николсона

«Пять легких пьес», 1970
Несмотря на то, что Николсон обратил на себя внимание в более раннем фильме «Беспечный ездок», фильм Рэфелсона впервые представил нам того Джека, которому суждено будет стать иконой американского кино. Вкрадчивая легкость, ирония и боль смешиваются в образе музыканта, бросившего обеспеченную жизнь и ставшего рабочим на нефтепромыслах. Номинация на «Оскар».

«Профессия – репортер», 1974
Джек Николсон играет журналиста Дэвида Локка, решившего присвоить документы умершего соседа по гостинице. Сосед этот оказался торговцем оружия для повстанцев, и Локк попадает в обстоятельства, совсем им не предусмотренные.
Играя в фильме Антониони, Николсон не боится подчинить себя воле режиссераи вместе с ним исследует темы судьбы и одиночества.

«Пролетая над гнездом кукушки», 1975
Николсон оказался идеальным выразителем анти-тоталитарной идеи картины недавнего эмигранта из соцлагеря, чеха Милоша Формана. Николсон играет бунтаря, оказавшегося в психушке и поднявшего восстание пациентов-заключенных. Эта роль, пожалуй, его высшее достижение как актера. «Оскар» за главную роль более чем заслужен.

«Бэтмен», 1989
Известный своим несравненным реализмом в воплощении разных людей, Джек Николсон органически вписывается и в выдуманный мир режиссера Тима Бертона, давшего новую жизнь и трактовку старому комиксу. В образе Джокера Николсон дает волю своей темной стороне и выравнивает негативизм характера Джокера иронией и даже, как ни странно, состраданием.

«Отступники», 2006
Джек Николсон создает устрашающий образ главы ирландской мафии Бостона Фрэнка Костелло. Актер, перевоплощаясь в персонаж, далекий от его экранного амплуа, представляет своего антигероя как сложную фигуру, не лишенную человечности.

Комедию «Пока не сыграл в ящик» с Джеком Николсоном в главной роли смотрите в кинотеатрах с 6 марта.