То, чего так долго боялась Академия киноискуства США ...не свершилось! 80-я церемония вручения высшей награды киноакадемии – «Оскара» не была ни сорвана, ни отменена. Спецкор «ВД» Сергей Рахлин побывал везде – на красной ковровой дорожке, за кулисами и на закрытых вечеринках.

Опасения, к слову сказать, были серьезными: забастовщикам-миллионерам (сценаристам и солидарным с ними актерами) все же удалось сорвать церемонию «Золотого Глобуса», чтобы досадить миллиардерам, владельцам телесети NBC, которая должна была неплохо заработать на рекламе во время трансляции «Золотого Глобуса». Однако руководители Академии были готовы к любому повороту событий. «План В» на случай, если бастующие так и не угомонятся, включал в себя демонстрацию клипов из фильмов-победителей последних 80-лет, песни и танцы. Впрочем, не случившиеся социальные катаклизмы с лихвой компенсировались погодными. Почти неделю Калифорния утопала в дождях, которые не прекратились и в день церемонии «Оскара». Устроителям пришлось возвести над красным ковром палатку длинной с футбольное поле. Паривший над на Голливудским Бульваром телевизионный дирижабль снимал только мокрую прозрачную крышу тента, а голливудские звезды, покинув свои лимузины, спешили спрятаться под крышей.

Джессика АльбаПри параде

Несмотря на суровые климатические условия, красная ковровая дорожка была традиционно блистательна. Ее статус самого дорого в мире подиума подтверждали роскошные наряды, килограммы бриллиантов, вспышки фотокамер и ослепительные улыбки голливудских див. Чего стоит одно только алое платье от Escada Кэтрин Хейгл! Актриса неуловимо напоминала Мерилин Монро, а ее прическа в стиле ретро лишь подчеркивала это сходство. Прекрасно выглядели три будущие звездные мамочки: Джесика Альба в фиолетовом шифоновом платье от Marchesa и бриллиантах от Cartier, Кейт Бланшетт в сложном синем наряде от Dries Van Noten и драгоценностях от Lorraine Schwartz и Николь Кидман в черном глубоко декольтированном платье от Balenciaga, которое она дополнила бриллиантами от подружки Мика Джаггера L' Wren Scott.

Кэмерон ДиазНесмотря на некоторую беспорядочность прически, - впрочем, наверняка, так и было задумано, - сногсшибательно смотрелась и Кэмерон Диаз, выбравшая наряд персикового цвета от Dior. Дженнифер Гарнер отдала предпочтение Oscar de la Renta и бриллиантам в стиле арт-деко от Van Cliff & Arpels. Хелен Миррен поразила своим поистине королевским нарядом от ливанского дизанера George Chakra, длинные рукава которого были отделаны камушками Swarowski (сама Хелен шутила, что выглядит как бандерша). Рене Зеллвегер в очередной раз подтвердила свою преданность Carolina Herrera: облегающее платье с сексапильным вырезом никого не оставило равнодушным.

Дьябло КодиНе менее рискованный наряд был у Дьябло Коди (бывшей стриптизерши и эротической блогерши, а ныне – обладательницы «Оскара» за лучший оригинальный сценарий комедии «Джуно»): леопардовый шифон от John Galliano для Dior. Немного говорящая по-русски Дьябло сказала, что надела к платью балетки в знак протеста против туфель с бриллиантами, стоимостью в миллионы долларов, в которых кое-кто из дам щеголял на прошлых церемониях. Дважды лауреат «Оскара» Хилари Суонк остановила свой выбор на черном платье от Versace и драгоценностях от Сhopard. Модель, певица и телеперсоналити Хайди Клум дефилировала по красной дорожке в бальном платье из тафты от John Galliano для Dior, Пенелопа Крус в Chanel Couture и драгоценностях от Chopard, а Энн Хатауэй в красном наряде от Marchesa и драгоценностях от Harry Winston. Марион Котияр – главная звезда вечера, получившая статуэтку за лучшее исполнение главной женской роли великой Эдит Пиаф во французском фильме «Жизнь в розовом цвете» - блистала в платье «а ля русалочка» от Jean Paul Gaultier и в драгоценностях от Chopard.
Джонни Депп
Что касается мужчин, то тут обошлось без сюрпризов: все в черном, все в смокингах. Различались только бренды. Победитель в категории «лучшая роль второго плана» Хавьер Бардем - смокинг от Prada, Джонни Депп – Georgio Armani, номинант Кейси Аффлек – Dolce & Gabbana, Колин Фаррелл – Dunhill, номинант Вигго Мортенсен – Daniel Robinson, Харрисон Форд – Arnold Brant, Джеймс Макэвой – Сlemens.


Подслушанному верить

То, что происходило на сцене, видели сотни миллионов зрителей во всем мире. Но и за кулисами было немало забавных моментов. Так, после получения «Оскара» и своей эмоциональной речи Марион Котияр по дороге к «телекамере благодарностей» так тяжело дышала от волнения, что окружающие забеспокоились, не случилось бы с ней чего. Впрочем, Марион, которую на сцене буквально трясло от волнения, быстро взяла себя в руки и вышла к журналистам без каких-либо признаков пережитого стресса на лице.

Хавьер Бардем Хавьер Бардем, который часть своей благодарственной речи произносил со сцены по-испански, за кулисами продолжил общение на своем родном языке с испанскими и латиноамериканскими журналистами. А заодно успевал шутить в адрес своих коллег.

Перед вручением наград костюмеры щедро пудрили лицо Тому Хэнксу, что актер откомментировал: «Посмотрите, и этот человек штурмовал пляж в Нормандии в «Спасении рядового Райана». Теперь же ему пудрят нос!».

Лаурет «Оскара» Дэниэл Дэй-Льюис порывался объясниться за поцелуй с другим номинантом – Джорджем Клуни: «Он всегда был мне другом. Так что сначала я поцеловал жену, а потом Джорджа – для равновесия».

Дьябло Коди, получившая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий сказала после победы: «Меня называют экзотической танцовщицей. А я вообще танцевать не умею! Будь у меня достаточно денег, я бы заплатила журналистам за то, чтобы они наконец-то перестали говорить об этом».

Никита Михалков, чей фильм «12» был номинирован в одной из самых интересных для международного зрителя категорий – «лучший фильм на иностранном языке» - выглядел, как и всегда спокойным и слегка вальяжным. Общаясь с журналистами, он сказал, что картина в первую очередь важна для России.

Представленная от Казахстана картина другого российского режиссера Сергея Бодрова «Монгол» привлекла внимание изысканностью визуального ряда и режиссерской манерой, которая многим напомнила картины великого японского режиссера Акиры Куросавы. Бодров, ранее номинированный на «Оскар» за фильм «Кавказский пленник», похоже, тоже не испытывал никакого волнения.

Со сцены - на бал

Если кому и пришлось поволноваться, так это завсегдатаям голливудских тусовок. Из-за забастовки сценаристов самая популярная оскаровская пати, которую ежегодно устраивает журнал Vanity Fair, была отменена, за счет чего статус Governors Ball - Бала управляющих Академии в честь гостей – заметно возрос. Тусовка традиционно проходит прямо в помещении центра «Кодак», так что гостям после окончания церемонии достаточно переместиться из одного зала в другой.

Как обычно, угощения для вечеринки придумывал и воплощал в виде кулинарных шедевров модный австрийский ресторатор Вольфганг Пак. А помогали Паку 80 студентов его собственного «калинарного техникума». Мини-сенсацией стало то, что в привычном меню, где из года в год значатся закусочные тартинки с копченым лососем, нарезанным в виде статуи «Оскара», и шоколадный «Оскар» на десерт, не было любимого многими филе миньона и лобстера. Как шутил сам Пак, на сей раз он представил угощение «для бедных» - макароны с сыром и картошку. Однако не спешите сочувствовать звездным гостям: эти macaroni-n-cheese, были приготовлены с фантастически дорогими грибами – черными трюфелями. А картофелину запекали в золотом листе.

Самой желаемой пати стала ежегодная благотворительная вечеринка, которую устраивает известный певец Элтон Джон. На приеме, где посчитали своим долгом отметится почти все голливудские звезды, было собрано 5,1 миллиона долларов. Ради рекордной по «оскаровским» меркам суммы, которая пойдет на борьбу со СПИДом, пришлось расстараться и самому хозяину вечеринки. Сэр Элтон исполнил 11 песен, что стало решающим аргументом в пользу того, чтобы за кошельками потянулись даже те, кто еще недавно стоял в пикетах забастовки и ратовал за отмену церемонии. Своеобразный итог вечера подвел ведущий оскаровской церемонии. «Пора заняться примирительным сексом!», - призвал всех Джон Стюарт.

А СУДЬИ КТО?

Зал театрально-концертного комплекса «Кодак», где проходила церемония, вмещает примерно 3000 человек. А в составе Академии с правом голоса состоит 5829 человек. Из них, актеров 1243, режиссеров 374, кинооператоров 195, ответственных работников индустрии 440, продюсеров 464, сценаристов 396, пиарщиков 369, художников-постановщиков 373, документалистов 141, монтажеров 223, гримеров 116, музыкантов 235, мультипликаторов и мастеров короткого метража 330, звуковиков 264, мастеров визуальных эффектов 264. Есть еще 254 академика «без определенных занятий».

ТРИУМФАТОРЫ


Лучший художественный фильм, лучшая работа режиссера, лучший адаптированный сценарий, лучшая мужская роль второго плана (актер Хавьер Бардем) - «Старикам тут не место»
Лучшая мужская роль - Дэниэл Дэй-Льюис («Нефть»)
Лучшая женская роль - Марион Котийяр («Жизнь в розовом цвете»).
Лучшая женская роль второго плана - Тильда Суинтон («Майкл Клейтон»).
Оригинальный сценарий - «Джуно»
Музыка к фильму - «Искупление»
Песня к фильму - «Однажды» (Falling Slowly)
Лучший фильм на иностранном языке - «Фальшивомонетчики» (Австрия)
Лучший документальный фильм - «Такси на темную сторону»