В двенадцать лет она стала мировой звездой, снявшись у Люка Бессонна в фильме «Леон», в четырнадцать отказалась играть Лолиту у Эдриана Лэйна, в двадцать два закончила Гарвард. Пожалуй, второй такой актрисы, как Натали Портман, не найти во всем Голливуде.

Когда режиссер Эдриан Лэйн предложил Натали Портман (род. 9 июня 1981 года в Иерусалиме – «ВД») сыграть заглавную роль в римейке кубриковской «Лолиты» по роману Набокова, девушка, посоветовавшись с отцом, отказалась. Не то чтобы Авнер Гершлаг (Портман – сценический псевдоним Натали), ведущий израильский специалист в области бесплодия, был против. Просто он посоветовал дочери не демонстрировать на экране те чувства, которые она еще не испытала в реальной жизни.

Это официальная версия отказа, но вполне возможно, что после оглушительного успеха фильма «Леон» Натали просто не захотелось тиражировать на экране образы сексапильных нимфеток. Не приняла она приглашение База Лурманна на роль Джульетты, не захотела играть и юную нимфоманку в «Ледяном шторме».
 
Натали Портман Но скандальную славу, которую она могла бы получить, снявшись в «Лолите», Натали с лихвой компенсировала в фильме режиссера Теда Демми «Красивые девушки» (1996), в котором она создала очень сходный с набоковским по психологическому рисунку образ, к тому же гораздо более сексуальный, чем это получилось у Доменик Суэйн.
Все кинокритики сходятся на том, что Натали Портман проецирует с экрана невероятную смесь эротизма и интеллектуальности, которая в конечном итоге стала ее фирменным знаком.

В отличие от большинства беспечных юных голливудских див вроде Линдси Лохан или Пэрис Хилтон, Натали Портман остается серьезной не только на экране и сцене, но и в жизни. И, как правило, всегда принимает верные решения. На пике своей популярности она заявила: «Я иду учиться в колледж. Пусть это разрушит мою карьеру. Но я лучше буду умной, чем кинозвездой». Оказалось, что можно быть и тем, и другим. В 2003 году Натали закончила Гарвардский университет со степенью бакалавра в области психологии. Выбор специальности не удивителен – Натали всегда в первую очередь интересует психология тех людей, которых она играет. Поэтому она, не взирая на свой звездный статус, нередко снимается в малобюджетных картинах, вроде «Садовый штат» (1994), «Где угодно, только не здесь» (1999) или «Отчаянные путешественники» (2007).

В новом фильме «Еще одна из рода Болейн», невероятно красивой исторической драме, которая напоминает картины старых мастеров, Натали Портман играет легендарную придворную интриганку Анну Болейн, лишившуюся головы по воле своего мужа, короля Англии Генриха VIII (Эрик Бана). Анна симулирует невинность, подогревая страсть Генриха VIII, и умело манипулирует им.

Корреспондент «ВД» встретился с Натали перед мировой премьерой в Нью-Йорке, в отеле Ritz Carlton. Первый вопрос, естественно, об Анне Болейн:

Что тебя побудило сыграть роль Анны?
Я хотела сделать то, чего раньше никогда не делала. Для меня это был вызов – сыграть персонаж довольно зловредный. Анна – очень сложная женщина. Это психологическая территория, на которую я до этого не проникала.

фильм «Еще одна из рода Болейн»Книга Филиппы Грегори, по которой поставлен фильм, представляет Анну героиней некой «мыльной оперы», а вовсе не как масштабный исторический персонаж.
Не без этого! Отношения между ней и Генрихом VIII были более сложными, чем принято думать. У Анны были сильные философские мировоззрения, она была в авангарде религиозной реформации, которая тогда происходила. Она провела много времени при французском дворе, там познакомилась со многими лютеранскими философами и привезла в Англию их идеи. Генрих, в свою очередь, был большим интеллектуалом, и источники свидетельствуют, что когда они были вместе, они говорили, не переставая. Они писали друг другу эти невроятные письма, они читали вместе, они дебатировали без устали. Конечно, то, что она убедила Генриха порвать с католической церковью и основать англиканскую, было выгодно лично ей, потому что в этом случае он мог развестись со своей женой-испанкой и жениться на Анне.

Таков был результат философских и интелектуальных дебатов между ними (смеется).

Где расчет, там и манипуляция людьми...
Конечно! Они всегда идут вместе. Но лично я не признаю концепции, заключающейся в том, что для достижения цели все средства хороши.

Любой фильм на историческую тему, если он претендует на серьезность, проводит параллели с современностью...
О, да! Идеи нашего фильма резонируют и сегодня. Мы ведь до сих пор сохраняем приверженность тем же ценностям, что и при дворе Генриха VIII – наше общество ценит богатство и власть. И обретение оных считает достижением. В этом и состоит отличие двух сестер в картине: Анна – этакая современная женщина, которая рвется к власти. А Мэри отдаляет себя от мира этих ценностей и говорит: «Нет, мне это все не нужно!». Не могу сказать, что я чужда влиянию общества, но, думаю, нужно создавать собственный набор ценностей и стандартов. Так легче удержаться от соблазна.

фильм «Еще одна из рода Болейн»Мне кажется, что выбор двух самых ярких молодых актрис на роли сестер Болейн (Мэри играет Скарлетт Йохансон – «ВД) был очень изобретательным со сторны авторов. Вы друг друга знали раньше? Как тебе работалось со Скарлетт?
Она просто невероятная актриса, совершенно правдивая на экране. Когда я согласилась играть Анну, я настояла, чтобы Мэри играла Скарлетт. Она и никто другой! Эти две женщины – достойные соперницы. Обе умные, сильные, красивые… Но при этом они любят друг друга. Было невероятно интересно работать со Скарлетт. Я всю свою энергию получала от нее. В совместных сценах нас просто нельзя было разомкнуть! И как человек она чудесная. Так что мы и в реальной жизни стали в некотором роде сестрами.

Ты лично амбициозна, как твоя Анна Болейн?
У меня есть здоровая доля амбиций. Если я вижу в ком-то нечто, что меня восхищает, я тут же хочу сделать что-то на таком же уровне. Но не до такой степни, чтобы относиться к кому-то плохо, желать сопернику провала. Надеюсь, что я именно такой человек.

Судя по фильму, королевские браки были делом опасным и совсем не обязательно связанным с любовью...
Брак был способом создания империй, передачи богатства по наследству. Любовь не входила в концепцию брака. Это был юридический контракт. Муж был хозяином. Знаешь, в древнееврейском языке «муж» и «хозяин» – одно и то же слово. Так начинался брак, таково его происхождение.

Какой тип мужчины тебе нравится? Вроде твоего отца, например?
Я люблю своего отца, но сказать, что ищу мужчину его типа, было бы диковато (смеется). У меня не такие высокие требования. Я ищу кого-то, отличного от меня самой, потому что я люблю учиться у людей, с которыми я рядом. У меня есть тенденция окружать себя людьми, которых и я привлекаю, потому что не такая, как они.

Ты снимаешься в кино, работаешь в театре, была и моделью. Какие у тебя отношения с модой?
Я люблю эстетику во всем, включая одежду. Но я не хочу пропагандировать потребительство. Для меня важно не участвовать во всем этом. Я не увлекаюсь шопингом, мне особо много не надо. Вещизм – далеко не позитивная ценность. Конечно, любить красивое не возбраняется. Мода это тоже искусство. Но у нее есть и негативная сторона – покупай! покупай! покупай!

Однако, ты сама стала дизайнером обуви. Нет ли тут противоречия?
Ну, я не ношу ничего из кожи и не пользуюсь ничем, что произведено из животных. Так что для меня было проблемой найти приличные вечерние туфли. Конечно, днем я могу носить кеды, а что надеть вечером? Так что я решила придумать свои модели. В этом нет никакого бизнеса, все мои доходы от продаж идут в благотворительные организации по помощи и спасению животных. Надо было сделать что-то, чтобы у людей был выбор, что носить. Думаю, что мода должна идти в этом направлении. Когда мы потребляем, мы должны задумываться о том, как мы потребяляем, что мы потребляем, как это влияет на нашу планету, причиняет ли это боль живым существам? Надо быть кем-то больше, чем примитивным материалистом.

Когда ты не снимаешься, что тебя больше всего занимает в жизни?
Я работаю с организацией под названием FINCA. Она занимается так называемым микрофинансированием – выдает маленькие займы женщинам в развивающихся странах, чтобы они могли начать свой бизнес. Это замечательная возможность помочь женщине, у которой нет никиках возможностей, обрести свое место в жизни, не зависеть ни от мужчины, ни от правительства.

Я много разъезжаю, помогая им. Мы работаем в 22 странах по всему миру, включая Ближний Восток, Африку, Латинскую Америку и страны на территории бывшего СССР.

Бывала там?
Нет, но собираюсь.

Пять лучших фильмов Натали Портман:

«Леон», 1994
Дебютная роль Натали Портман сразу представила ее как интересный материал для лепки кинозвезды. 12-летняя актриса была достойным партнером опытному Жану Рено, и проецировала с экрана сложную гамму чувств, которая поднимала этот развлекательный по сути фильм на более высокий уровень.

«Схватка», 1995
Портман снялась в роли невротической приемной дочери взрывного детектива лосанджлесской полиции в исполнении легендарного актера, лауреата «Оскара» Аль Пачино. Пожалуй, самая экспрессивная ее роль, разрушающая представление о ней, как о сдержанной актрисе.

«Красивые девушки», 1996
15-летняя Натали Портман, играя в паре с лауреатом «Оскара» Тимоти Хаттоном, предлагает зрителю новый тип «лолиты», у которой самым секспильным инструментом является не внешность, а интеллект. Портман этой ролью окончательно утвердила себя как серьезная актриса с будущим.

«Близость», 2004
За эту картину Натали играет получила самое высокое официальное признание – «Золотой Глобус» и номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана. Портман явно затмевает всегда одинаковую Джулию Робертс, растворяясь в разных испотасях своего персонажа. В сценах в стриптиз-баре Портман секспильна без вульгарности, хотя материал это и предполагает.

«Призраки Гойи», 2007
Редкий фильм, в котором обычно скромная Портман, играющая сразу двух персонажей, не стесняется быть обнаженной. Она также не боится предстать на экране обезображенной. Жгучая красота актрисы делает ее иберийских героинь абсолютно убедительными.

Историческую драму «Еще одна из рода Болейн» с Натали Портман смотрите в кинотеатрах с 6 марта.