Берлинский кинофестиваль всегда проводится накануне церемонии вручения «Оскаров». Он подводит итоги года ушедшего и открывает новый фестивальный сезон – большая ответственность, с которой ему не всегда удается справиться.

Берлинале, самый молодой из «большой тройки» главных мировых кинофестивалей, в последние годы все меньше и меньше думает о кино и все чаще – о политике. Репутацией самого социально значимого и самого политизированного киносмотра здесь очень гордятся: на красной дорожке и перед отелем «Хаятт», в котором проходят пресс-конференции фестивальных звезд, разрешено проводить любые пикеты и митинги, приз «Тедди», который здесь уже много лет вручают за лучшую картину о жизни секс-меньшинств, иногда ценится не меньше главного – «Золотого медведя», только здесь в программу могут включить совершенно пустое с точки зрения искусства home-видео, снятое в Ираке подростками из прекратившей свое существование киношколы. Свои традиции и своих героев Берлинале тщательно оберегает не только от конкурентов из Венеции и Канна, но и от критиков, которые уже который год твердят, что конкурсные фильмы становятся все скучнее и скучнее, и фестивалю давно пора сменить ориентацию (в политическом, разумеется, смысле). В этом году их, кажется, услышали.

Легенды рока

58-й Берлинале войдет в историю кино как фестиваль музыкальный. Никогда еще столицу Германии не посещало столько именитых артистов одновременно, никогда еще в программе киносмотра (и тут речь не только о Берлине) не значилось столько фильмов, снятых музыкантами и о музыкантах.

Открыла фестиваль новая картина Мартина Скорсезе «Да будет свет» - двухчасовой концерт The Rolling Stones, снятый в обожаемом режиссером Нью-Йорке. С визуальной точки зрения это что-то потрясающее: почти все операторы – неоднократные лауреаты и номинанты премии «Оскар», и все они доказали, что свои награды получали не зря. Лет через десять или двадцать, когда Мик Джаггер и его команда уйдут на пенсию (хотя до этого, судя по фильму, еще ох как далеко!) поклонники «роллингов» будут заказывать диск «Да будет свет» и по сотне раз смаковать любимые кадры.

На премьеру картины и Скорсезе, и музыканты приехали лично. Такой красной дорожки на Берлинале не было давно: нет, конечно, тут всегда волнуются, когда приезжают, допустим, Натали Портман или Дженнифер Лопес, но оказалось, что рок-звезды – совсем другое дело. Толпа, заполнившая все пространство перед главным кинозалом «Берлинале-паласт», стонала и визжала, пищала и охала: складывалось ощущение, что все эти люди пришли на живой концерт, а не на уже отснятый. «Роллинги» улыбались и щедро раздавали поклонникам автографы: чувствовалось, что вся эта предпремьерная шумиха пришлась им очень по вкусу.

Главный дебют

Особые приготовления были связаны с приездом Мадонны, которая посетила фестиваль не как поп-звезда, а как скромный режиссер-дебютант. Скромным ее берлинский визит, впрочем, можно было назвать с большой натяжкой. На пресс-конференцию с певицей нужно было записываться заранее; чтобы попасть на пресс-показ, многим журналистом пришлось активно поработать локтями – давка была невообразимая; фотографам в зале для фотосессий не хватало места… Строгие обычно кинокритики начинали свои вопросы с комплиментов: «Вы выглядите лет на двадцать, правда». Мадонна отшучивалась: «Просто вы далеко стоите». Роман с кинематографом у нее, похоже, надолго: фильм «Грязь и мудрость», представленный не в основном конкурсе, а в параллельной программе «Панорама», изначально задумывался как любительская короткометражка, на которой Мадонна хотела «просто потренироваться» снимать кино. В результате получился полноценный полнометражный фильм.

К самой картине и зрители, и журналисты сначала отнеслись довольно скептически: ну в самом деле, какой из Мадонны режиссер? Казалось, что в лучшем случае это будет подражание работам супруга, британского режиссера Гая Ричи, в худшем – бессвязный набор каких-нибудь эпатажных эпизодов. Ко всеобщему удивлению, лента оказалась симпатичной, типично британской комедией – с остроумными шутками, Лондоном и лидером нью-йоркской группы Gogol Bordello Евгением Гудзем в главной роли. История простая: эмигрант Андрей, говорящий по-английски с сильным русским акцентом и периодически вставляющий в свою речь крепкие матерные словечки, и две его подружки, Холли и Джульетт, снимают на троих квартиру где-то в центре Лондона. Андрей зарабатывает на жизнь тем, что развлекает мазохистов (надев китель и фуражку, он шпарит их ремнем до потери сознания), Холли – балерина, которой приходится пойти в стриптизерши, а Джульетт одержима идеей отправиться в Африку и помогать там голодным ребятишкам, для чего ворует лекарства в аптеке, в которой работает. Все они в финале, разумеется, находят свое личное счастье. Кстати, на пресс-конференции Мадонна заявила, что еще не решила, пустит ли фильм в прокат: вполне возможно, что его выложат в Интернете, и тогда посмотреть «Грязь и мудрость» смогут все желающие.

Русский след

С российским кино у Берлинале отношения как-то не ладятся. Последним фильмом, побывавшим в конкурсе, стало «Солнце» Александра Сокурова, собравшее ворох восторженных рецензий и не получившее ни одного, даже утешительного приза. После этого фильмы из России попадали только в параллельные программы. Это особенно обидно, учитывая тот факт, что в этом году в жюри оказался «свой человек» - продюсер «СТС-Медиа» Александр Роднянский.

Некоторые признаки «оттепели», впрочем, есть. Программу «Панорама» - ту самую, в которую отправили Мадонну, – в первый же фестивальный вечер открывала «Русалка» Анны Меликян, которую берлинские отборщики считают очень перспективным молодым режиссером. Сама Меликян и исполнитель главной роли Маша Шалаева появились перед зрителями сразу после показа. Прием им оказали очень теплый – и не из вежливости, а просто потому, что публике картина очень понравилась («Я должен про это написать! – кричал один американский журналист. – Вы говорите по-русски? В слове «русалька» нужен мягкий знак?»). На следующий день в фестивальной газете Variety вышла хвалебная рецензия, в которой Евгения Цыганова назвали главным секс-сиволом российского кино.

На кинорынке западным дистрибьюторам показали нарезку из грандиозного «Обитаемого острова», съемки которого должен был уже закончить Федор Бондарчук. Его на презентации очень ждали, но режиссер по неизвестным причинам решил остаться в Москве.

фильм «Нефть»Черное золото

Главная интрига любого кинофестиваля – это, конечно, конкурс. Лидером рейтинга критики с первого же дня стала «Нефть» Пола Томаса Андерсона – грандиозная эпопея о нефтяном магнате Дэниэле Плэйнвью, который бросает вызов не только всему человечеству, но и богу. Такого одержимого самодура и властолюбца в американском кино не было, наверное, со времен классического «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Актера Дэниэла Дэй-Льюиса, сыгравшего в фильме главную роль и получившего за нее почти все возможные актерские призы, на пресс-конференции замучили вопросами о номинации на «Оскар»: журналисты хотели знать, видел ли он работы своих соперников и как он оценивает свои шансы получить золотую статуэтку. Дэй-Льюис скромно отвечал, что времена, когда он мог волноваться по таким пустякам, давно прошли.

Более-менее достойный конкурент у «Нефти» появился только к середине фестиваля – им стала картина «Happy-Go-Lucky» («Беззаботная») британского режиссера Майка Ли. Это трагикомичная история о девушке со смешным именем Поппи. Ей 30, она живет в Лондоне, работает воспитательницей в детском саду и все никак не может повзрослеть (ну или по крайне мере так кажется некоторым из ее знакомых). Поппи меняет бойфрендов и не торопится выходить замуж, хихикает на приеме у доктора, как маленькая девочка, а в свободное от работы время ходит с начальницей на уроки по фламенко. В какой-то момент картина, начинающаяся как лирическая комедия, превращается в настоящую драму: дело не в том, что жизнерадостной героине действительно надо взрослеть, а в том, что всем окружающим не стоит быть такими серьезными.

Самой же популярной темой нынешнего Берлинале стала проблема отцов и детей. Дети - родившиеся и неродившиеся, живые и мертвые, потерянные и спасенные - фигурировали почти во всех конкурсных фильмах. В китайской картине «Мы верим в любовь» семейная пара в разводе пытается зачать еще одного общего ребенка, чтобы спасти от лейкемии маленькую дочку (второй малыш должен стать для нее идеальным донором). В «Джулии» француза Эрика Зонки опустившаяся алкоголичка в исполнении Тильды Суинтон похищает мальчика, за которого хочет получить выкуп в 2 миллиона долларов, но в итоге так привязывается к нему, что отказывается от денег. В «Светлячках в саду» Денниса Ли большая семья с кучей проблем объединяется в единое целое после смерти матери (ее, кстати, играет заметно постаревшая Джулия Робертс). В «Беспокойном» Амоса Коллека сын пытается убить отца-поэта, который бросил его с матерью много лет назад… Публика выходила из кинозалов в глубокой задумчивости.

Цвет ночи

Красная дорожка Берлинале – совсем не то же самое, что красная дорожка Венеции или Канна. Это фестиваль зимний, и демонстрировать наряды тут некогда: температура на улице под вечер чаще всего минусовая, и звезды, потоптавшись минут пять перед фотографами в открытых платьях и босоножках, бегом бегут в теплый кинозал.

Посмотреть, тем не менее, было на что. Помимо невероятных «роллингов» (чего стоит один Кит Ричардс в полосатой тельняшке и шляпе с ленточкой!), на дорожке появлялись Тильда Суинтон, Уильям Дефо, Бен Кингсли, Пенелопа Крус, Дэниэл Дэй-Льюис, Натали Портман и Скарлетт Йоханссон.

Кингсли, сыгравший главную роль в мелодраме Изабель Койшет «Элегия», в жизни практически повторил судьбу своего экранного персонажа: по сюжету его герой, пожилой профессор, влюбляется в молоденькую студентку (Пенелопа Крус). Супруга, которую актер привез с собой в Берлин, оказалась в два раза его младше и на голову выше. Кингсли не отпускал ее от себя ни на секунду.

Вечерний наряд его партнерши по фильму Пенелопы Крус был признан самым стильным нарядом Берлинале: это было открытое черное платье с роскошным белым шлейфом. Черный вообще стал главным цветом на красной дорожке: в простом черном платье была и Мадонна, и звезда сериала «Герои» Хайден Панетьер, которую в отсутствие Джулии Робертс чествовали на премьере фильма «Светлячки в саду». Черному цвету отдали предпочтение и члены жюри, в котором, на радость берлинской публике, в этом году заседала бывшая немецкая фотомодель, а ныне довольно востребованная в Голливуде актриса Диана Крюгер.

Триумф воли

Самые большие метаморфозы во время Берлинале происходят с городом: на эти десять дней его наполняют киноманы со всего мира. Очередь в билетные кассы в торговом центре «Аркаден» выстраивается с восьми утра – и к десяти билетов на ближайшие два дня уже нет, по улицам бродят похожие на лунатиков люди с фестивальными бейджами и фирменными цветастыми сумками, в обед все рестораны и кафе забиты людьми, громко и на разных языках обсуждающими последнюю премьеру. Берлинале – самый демократичный из мировых кинофестивалей, он не делает больших различий между публикой, журналистами, дистрибьюторами, продюсерами, актерами и режиссерами, здесь всегда идеальная организация и идеальные условия для просмотра того, что называется кино. В этом году, как и в прошлом, как и в позапрошлом, его снова будут обвинять в чрезмерном количестве политики, посредственной программе и отсутствии новых открытий. Самое удивительное, что через год все критики Берлинале вернуться сюда снова.

Призеры фестиваля:

«Золотой медведь»
«Элитный отряд» (Бразилия)
Режиссер: Хосе Падилья
В ролях: Вагнер Мора, Кайо Джункейра, Андре Рамиро, Фернанда Машадо

Лучшая режиссура
«Нефть» (США)
Режиссер: Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниел Дэй-Льюис, Пол Дано, Кевин Дж. О'Коннор, Сайрон Хайндз, Расселл Харвард

Гран-при жюри
«Стандартная процедура» (США)
Режиссер: Эррол Моррис

Лучший сценарий
«Мы верим в любовь» (Китай)
Режиссер и автор сценария: Ван Сяошуай
В ролях: Чень Тайшен, Ю Нань, Тянь Юань, Вейвей Лань

Лучшая мужская роль
Реза Наджи
«Воробьиная песнь» (Иран)

Лучшая женская роль
Салли Хоукинс
«Беззаботная» (Великобритания)