Первый англоязычный фильм культового гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая «Мои черничные ночи» стал дебютом в кино для джазовой дивы Норы Джонс и продемонстрировал красавчика Джуда Лоу в совершенно непривычном для него амплуа.

Вонг Кар-Вай утверждает, что снял эту картину только ради Норы Джонс. Впервые услышав ее голос, он понял, что Нора – прирожденная актриса, обладающая редким эмоциональным чутьем. «Я сразу загорелся идеей поработать с ней, но нельзя же было ее приглашать в китайский фильм!». Уговаривая Нору сняться в главной роли, Кар-Вай прибег к железному аргументу: если она откажется играть, фильма вообще не будет. Разве можно было устоять перед таким предложением?

Картина «Мои черничные ночи» в мае прошлого года открывала юбилейный Каннский фестиваль. Когда в титрах появилась фамилия Норы Джонс, по залу пронесся недовольный шепот – если певцов начинают брать на главные роли, то пришел конец кинематографу! Но Нора справились со своей задачей блестяще. Ее исполнение было ничем не хуже ее партнеров по фильму, признанных звезд – Натали Портман, Рэйчел Вайц и Джуда Лоу.

Сюжет этой декадентской мелодрамы довольно прост: Юноша бросает девушку. Подло, тайком, без объяснений. Безутешная Элизабет (Нора Джонс) бежит из Нью-Йорка, ставшего для нее городом несбывшихся надежд. Путешествуя из штата в штат и подрабатывая то официанткой, то крупье в казино, она поневоле наблюдает за человеческими трагедиями. В результате ее собственные душевные раны кажутся уже не такими значительными и постепенно затягиваются. Время от времени она посылает коротенькие открытки своему приятелю Джереми (Джуд Лоу), владельцу русского кафе «Ключ» в Нью-Йорке...
 
После премьеры фильма в Канне корреспондент «ВД» побеседовал с исполнителями главных ролей – Джудом Лоу и Норой Джонс.

Мисс Джонс, хочу поздравить вас с успешным дебютом...

Нора Джонс
(почти плача): Спасибо. Очень тронута.

…Вы отлично справились. Наверное, помог советами Джуд?

Джуд Лоу
: Я не настолько высокомерен, чтобы учить других (смеется). У талантливых людей имеются, как правило, разносторонние дарования. Может быть, в первые съемочные дни Нора и волновалась, лично я этого не заметил, но ее последующая игра была настолько уверенной, что мне оставалось лишь дивиться ее способностям.

Нора Джонс: А спросите Нору, чего ей это стоило? (смеется)

Мисс Джонс, чего вам это стоило?

Нора Джонс
: Поначалу было очень тяжело, и это стоило мне многих бессонных ночей. Потом я разозлилась на себя. Какие могут быть волнения, когда мне постоянно приходится выступать на концертах? Но даже многотысячная ревущая толпа не может сравниться с первым съемочным днем у Вонга Кар-Вая. Когда я пою, то всегда остаюсь самой собой, то есть Норой Джонс, и не претендую быть кем-то другим. В кино же приходится забывать, кто ты есть на самом деле, и вживаться в другую роль.

Джуд Лоу: Заметьте, при этом у нас абсолютно не было репетиций. Кар-Вай даже не дал нам прочитать сценария. Нас ставили перед камерой и заставляли сочинять диалоги. Однажды он сказал мне: «Сегодня мы снимает сцену в русском кафе. Оно называется «Ключ». «Почему русское? Мне что же, нужно сыграть русского бармена?» – поинтересовался я. Он покачал головой и задумчиво сказал, что Нью-Йорк – город космополитичный, и что ему кажется, снимать фильм в рядовом американском кафе или в уже надоевшем итальянском было бы скучно, а вот русское кафе сделает историю более оригинальной.

Нора Джонс
: Мне лично нравились сюрпризы Кар-Вая. Они сделали съемки очень разнообразным. В кино я новичок и не знакома с кодексом съемок. Я не могу рассуждать, как Джуд, о режиссерах и их стиле. Мне также не приходилось «привыкать к режиссеру» (выражение, которое я часто слышала от актеров). В кино работа с Вонгом Кар-Ваем стал для меня первым и незабываемым опытом.

Вонг Кар-Вай и Нора Джонс Как произошло, что вас пригласили на съемки этого фильма?

Нора Джонс
: Имя Кар-Вая у всех на устах. Конечно, и я слышала о нем. Но когда его агент позвонил моему агенту, чтобы договориться о встрече, тот не поверил своим ушам: «Роль в фильме? Нора – певица, она не собирается сниматься в кино». Но встречу он все-таки организовал. И вот мы встречаемся с Кар-Ваем в нью-йоркском кафе, сидим за столиком, и он сообщает мне, что ищет актрису на главную роль в своем новом фильме. А я до последней минуты была уверена, что Кар-Вай попросит меня для его фильма спеть.

Меня, кстати, удивило, что в этой ленте нет ни одной вашей песни.

Нора Джонс
: Верно, другая девушка поет песни в моем жанре. При этом наши голоса очень похожи. И я рада, что не пела в этом фильме. Иначе было бы труднее воплотить образ Элизабет и одновременно петь песни из репертуара Норы Джонс.

Как удалось Кар-Ваю уговорить вас на съемки?

Нора Джонс
: Кар-Вай сказал, что для фильма ему нужна девушка с загадочным голосом. Если же я не соглашусь, то фильма не будет. С одной стороны, у меня было время, мой гастрольный сезон закончился, и я решила отдохнуть от концертов. А потом, от Кар-Вая веяло такой решительностью и таким спокойствием, что мне захотелось поближе познакомиться с этим загадочным человеком. Я согласилась, даже не прочитав сценария, доверилась ему слепо, по-детски наивно. А потом, уже когда стояла перед камерой, проклинала себя, что поддалась этому соблазну. В первых кадрах, если вы заметили, у меня очень напряженный вид. В некоторых эпизодах мне даже отказывает голос, из-за которого и пришлось пережить весь этот страх!

Я что-то не заметила страха на вашем лице, когда картина «Мои черничные ночи» открывала Каннский фестиваль, и вы шли по красной дорожке.

Джуд Лоу
(приходит на помощь): Я ведь вам сказал, что Нора сумела не только преодолеть себя, но и стать прямо во время съемок профессиональной актрисой.

Нора Джонс (перебивая): Тем более, что мне «подыгрывал» Джуд Лоу, а кроме него еще Натали Портман и Рэйчел Вайц.

Я была тронута романтической ролью Джуда Лоу, который обычно воплощает на экране крутых парней, не покинутых, а покидающих.

Нора Джонс
: Мне кажется, у каждого человека есть два лица. Одно лицо, хладнокровное и сдержанное, которое он демонстрирует окружающим, как бы защищая от них свою ранимость. Другое, которое открыто лишь сильным чувствам и близким людям, он старается спрятать, пока его не настигает любовь и он теряет осторожность. Как бы мы ни были современны, богаты и свободны, мы всегда зависим от своих чувств. «Мои черничные ночи» как раз о главной человеческой зависимости – от любви, которая, по сути, всегда ведет к одиночеству.

А что думаете по этому поводу вы, господин Лоу? Вы часто влюбляетесь?

Джуд Лоу
: Нет.

Вы считаете себя романтичным, чувствительным?

Джуд Лоу
: Я мог бы им быть. Мне сложно дать общее определение понятию «романтичный». Я считаю очень романтичным, когда моя маленькая дочь пишет мне письма и прячет их по всему дому. А я их потом нахожу, читаю и плачу от восторга.

Но когда вы разошлись с Сиенной Миллер, в прессе появилась масса репортажей о вашей личной жизни. Вам, кажется, нравится быть холостяком?

Джуд Лоу
: Если говорить о моих предпочтениях, мне больше нравиться находиться в прочных отношениях с одной женщиной, чем заводить короткие романы. Со своей первой женой Сэди я прожил в браке шесть лет, и до брака еще более пяти. Мое одиночество не следует интерпретировать, как желание найти любовные приключения. Мода на плейбоев уже прошла. Современные женщины уверенны в себе и знают, чего хотят. А хотят они, на мой взгляд, равноправного партнера, который бы их уважал и любил, а не того, который сначала добивается их любви, а потом начинает смотреть по сторонам.

Однако же журналисты постоянно приписывают вам все новые и новые любовные истории...

Джуд Лоу
: Не пойму, откуда они их берут.

кадр из фильма «Мои черничные ночи»Например, поговаривают о том, что после съемок «Моих черничных ночей» вас стали чаще видеть в компании мисс Джонс, и даже сам режиссер упомянул, что вам доставило особое удовольствие репетировать сцену поцелуя с Норой?

Нора Джонс
: После съемок мы с Джудом действительно очень сдружились. Он такой замечательный, легкий и веселый человек, что одно удовольствие с ним общаться. А то, что нас после фильма видели вместе, абсолютно естественно (пожимает плечами). Ведь нам пришлось участвовать в рекламной компании к фильму и давать интервью.

Джуд Лоу: Что же касается поцелуя, Кар-Ваю хотелось показать необычный поцелуй, который он назвал «украденным». Элизабет засыпает за стойкой в кафе, а Джереми восторженно за ней наблюдает и, вдруг, от избытка чувств он наклоняется и прикладывает свои губы к ее, но как бы украдкой, на ходу, стесняясь. Мы с Норой очень серьезно подошли к желанию режиссера и решили эту сцену порепетировать.

У каждого актера есть свое представление об успехе и способах его достижения. Какое оно у вас?

Джуд Лоу
: Для меня главное – вера в себя. Только тот актер, который уверен в себе, может успешно сыграть свою роль.

Нора Джонс
: У меня нет конкретных представлений об успехе. Конечно, мне льстит, что люди слушают мою музыку и что меня признали «лучшей певицей» и наградили многочисленными музыкальными премиями. Однако успех, подобен эфиру. Он быстро испаряется. Так зачем же растрачивать свою жизнь на обдумывания способов его достижения? По-моему гораздо важнее понять собственное предназначение в этом мире, распознать порывы своей души и следовать им.

Считаете ли вы, что с этого момента ваше предназначение связано с кино?

Нора Джонс
: Не уверенна. Съемки у Вонг Кар Вая явились для меня незабываемым опытом, но мое предназначение – музыка и я предпочитаю оставаться певицей.

Джуд Лоу
: Со своей стороны, я от всей души желаю Норе успехов в ее творческой карьере, а себе – многократных встреч с ней перед камерой и на экране.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Нора Джонс родилась 30 марта 1979 года в Нью-Йорке. Полное имя - Гитали Нора Джонс Шанкар. Ее отец - легендарный индийский исполнитель на ситаре Рави Шанкар.
28-летняя певица является обладательницей девяти премий «Грэмми». Ее дебютный альбом Come Away with Me появилась в феврале 2002 года и разошелся по миру тиражом в 20 миллионов экземпляров.

Первая пластинка была записана совместно с гитаристом Джесси Харрисом, ударником Дэном Рейзером Джонсом и бас-гитаристом Ли Александром, который с тех пор остается ее постоянным спутником жизни.

В 2003 году в прессе прошел слух о том, что индийский кинематографист Дев Ананд собирается снять фильм под названием «Песнь жизни», в котором будет рассказываться история сложных отношений Норы с ее отцом Рави Шанкаром. Джонс встретила этот слухи яростным протестом. «Он ничего не знает о нашей истории, - прокомментировала певица свою позицию. – Как он может верно пересказать ее? Мои отношения с отцом не касается никого, кроме нас с ним». Фильм так и не был снят.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Джуд Питер Лоу родился 29 декабря 1972 года в Лондоне. Известно, что его родители, школьные преподаватели Питер и Мэгги Лоу, назвали сына в честь песни Hey Jude группы Beatles.

В школе Джуд имел прозвище «Пудель» за пшеничные кудри и привычку ябедничать учителям на одноклассников. Когда ему исполнилось 12 лет, родители отдали мальчика в специальную школу при национальном молодежном театре в Лондоне.
Среди поклонников Джуда особое место занимают мужчины с нетрадиционной ориентацией. Сам же Лоу утверждает, что предпочитает женщин.

Со своей первой женой Сэди Фрост Лоу познакомился на съемочной площадке картины «Шопинг». Ради нее он сделал на левой руке татуировку со словами из песни Beatles: «Ты пришла и всех завела, о секси Сэди».

Успех пришел к нему после фильма «Талантливый мистер Рипли», за роль в котором Лоу получил номинацию на премию «Оскар» и «Золотой глобус» как актер второго плана.

Лоу заплатил $5 млн за дом в Лос-Анджелесе, где спальня и кухня соединяются лифтом (требование объяснялось тем, что Джуд любит поесть ночью).

Фильм «Черничные ночи» с Норой Джонс и Джудом Лоу в главных ролях смотрите в кинотеатрах с 14 февраля.