2022 год выдался непростым. Тем не менее, искусство, и, в особенности, кинематограф, всегда давали возможность окунуться в иной мир или посмотреть на реальность под другим углом, закрыть глаза в магнетическом эскапизме, или, напротив, пристальнее всмотреться в окружающее. Мы собрали 10 зарубежных фильмов 2022 года, которые определенно заслуживают вашего внимания. Мы решили не выставлять оценок и не раздавать призов — каждая картина важна по-своему, будь то переосмысление сюжета о Бэтмене или трехчасовая индийская драма.

«Решение уйти»

Монотонный, вязкий триллер Пака Чхан-ука — изощренная и тонко сделанная психологическая головоломка, от которой веет тайной. Вдохновившись отчасти корейской песней, отчасти шведскими детективными романами 1960-х годов, режиссер представил нам современную интерпретацию героя-полицейского — кроткого следователя в исполнении Пака Хэ-иля. Еще один свежий образ в фильме — роковая женщина, подозреваемая в убийстве, в исполнении Тан Вэй, излучающая энергию, но при этом таящая интригу. Это, бесспорно, одна из главных работ Чхан-ука — с безукоризненной операторской работой, напряженным монтажом и финалом, который надолго отпечатается в вашей памяти. Один из лучших нуаров 2022 года.

«Бэтмен»

DC еще предстоит проделать огромную работу для детализации своей расширенной вселенной, но решение привлечь Мэтта Ривза для воплощения нового «Бэтмена» в своем стиле оказалось отличным решением. Ривз нащупал новые оттенки в каноничном образе Брюса Уэйна, отказавшись от фокуса на биографии персонажа. Роберт Паттинсон органично вписался в образ героя, преследуемого своим прошлым, но пытающегося смотреть в будущее. Пол Дано достаточно жутко воплотил серийного убийцу Риддлера, Зои Кравиц в роли Женщины-кошки излучает остроумие и энергию, а Колин Фаррелл вовсе изменился до неузнаваемости в роли начинающего криминального авторитета Пингвина. Готэм в фильме Мэтта Ривза — суровая, пропитанная дождем реальность с нирвановским саундтреком «Something In The Way», но, несмотря на мрачность картинки, новый «Бэтмен» стал ярким переосмыслением каноничного героя.

«Все везде и сразу»

Фильм еще до начала съемок стал аномалией — с того момента, как дуэт кинематографистов «Дэниэлс», ранее известный черной комедией с Дэниелом Рэдклиффом в роли трупа, получил 20 миллионов долларов на свой новый проект. Для голливудских блокбастеров бюджет скромный, но для инди-дуэта — весьма внушительный. Деньги не пропали даром: «Все везде и сразу» — это острая и ироничная история о современной Золушке, начиненная карнавальными костюмами, сложными спецэффектами и визуальным юмором. Впрочем, главный успех фильма — не столько в превосходном качестве, сколько в неподдельной оригинальности. Это тот самый вид «мгновенной классики», которая будет эталоном для всех будущих фильмов в схожей стилистике.

«Я краснею»

Искрометный мультфильм Pixar о взрослении рассказывает историю 13-летней китаяно-канадки, которая при любом стрессе превращается в гигантскую красную панду. Ее головокружительные приключения показаны со всем мастерством, присущим Pixar — но с точки зрения сеттинга проект открывает новую веху в истории студии. Теперь фигура автора не размывается за ширмой «мультфильма для всех» — напротив, в каждой детали, от мультикультурного ландшафта до отношений с семьей, чувствуется глубокая личная история режиссерки Доми Ши.

«Банши Иниширина»

Классический черный юмор и отточенные диалоги Мартина МакДонаха все еще присутствуют в «Баншах Инишерина» — но здесь режиссер сменил кричащую жестокость и агрессивную иронию своих ранних работ на более меланхоличную и поэтическую интонацию. Это тихая комедийная драма камерного масштаба, в завязке которой лежит абсурдная размолвка между двумя, казалось бы, порядочными мужчинами (Колин Фаррелл и Брендан Глисон) в маленьком пабе на крошечном ирландском острове. Плоский сюжет постепенно превращается в глубокую басню — и демонстрацию того, каким потрясающим актером способен быть Колин Фаррелл.

«Аватар: Путь воды»

Сиквел «Аватара» кажется странным в этом списке — в отличие от первой части, он едва ли представляет собой отдельную и законченную картину.  Скорее, проект является переходом от первого фильма к полномасштабной саге, задуманной Кэмероном. Тем не менее, с точки зрения спецэффектов «Аватар: Путь воды» однозначно является главным киноаттракционом года. Детально проработанный мир, населенный причудливыми существами, с вплетением экологических и антиколониальных тем позволяет на три часа отключится от обыденной реальности и взглянуть на актуальные проблемы под новым углом.

«Пиноккио Гильермо дель Торо»

Скорее всего, вы никогда не видели Пиноккио, танцующего для Муссолини. Классическая история в интерпретации главного современного сказочника имеет больше общего с «Лабиринтом Фавна» и «Формой воды», нежели со знакомой Диснеевской версией. С помощью ярких, искусно созданных марионеток и сложной покадровой анимации Гильермо дель Торо с Марком Густафсоном создали историю Джеппетто, чей маленький сын был убит бомбой во время Первой мировой войны. Десятилетия спустя пьяный Джеппетто от горя вырезает Пиноккио — тонконогое, длинноносое существо, преисполненное радости и любопытства. Трудно представить себе более тревожную и вместе с тем жизнеутверждающую версию этой истории — здесь есть и фашистский лидер, и страх, и любовь, но главное — неутолимая тяга к жизни, свойственная любому ребенку.

«Тар»

Кейт Бланшетт в типичной для нее интеллигентности и выверенности исполняет роль Лидии Тар, известного дирижера, которая готовится к важной записи симфонии Малера. Поначалу она кажется вдохновляющей героиней, однако по мере приближения важного дня романтическая драма Тодда Филда все острее поднимает вопрос о том, насколько правильно Лидия жила ранее и каким должно быть ее наказание. Наверное, никогда еще два с половиной часа разговоров о классической музыке, спонсорстве искусства и сексуальной политике не были настолько захватывающими.

«Нет»

Третий фильм Джордана Пила с Кеке Палмер и Дэниелом Калуя в главных ролях погружает зрителей в таинственный и ужасающий мир инопланетян. Как все фильмы Пила, «Нет» изобилует метафорами, скримерами, остроумными диалогами и даже комментариями об отношении людей к животным. Но где «Нет» действительно блистает, так это в монтажном темпе. Продолжительность фильма составляет два часа десять минут, и все это время он парадоксальным образом держит внимание зрителя, практически не выдавая подробностей. А то, что начинается как неспешная загадка, быстро превращается в ужасающий кошмар.

«RRR: Рядом ревёт революция»

Шедевр режиссера С. С. Раджамули, переворачивающий жанр боевика, и три часа головокружительной радости. Действие происходит в Индии 1920-х годов. Параллельная история преданного полицейского (НТР младший), выполняющего спасательную миссию, и амбициозного солдата (Рам Чаран), сначала враждующих, но после становящихся друзьями, представляет собой настоящую эпопею с коктейлем из исторических событий. художественной литературы, накаленных эмоций, музыкальных номеров и предельной кинематографической наглости. А две намагиченные сюжетные линии придают фильму напряженность и ритм танца.