12 мая в российский прокат выходит ещё один образец нового якутского кино. Фильм Дмитрия Давыдова наконец готов погрузить зрителя в суровый морозный мир, не привыкший впускать в свои владения посторонних дольше, чем на длительность одного киносеанса. Об осторожном взгляде извне рассказывает Софья Шенгелия.

Кратко:

Молодой киргизский паренек приезжает в Якутию в поисках кого-то, а находит только неприятности на свою замерзающую голову. Через современное рабство, криминальные разборки и колючую ненависть — к цели, к которой, возможно, и не стоило начинать идти.

Подробно:

Сегодня феномен якутского кино уже не удивляет кинематографическую общественность, а надёжно фиксируется в новой российской кинодействительности. О нём говорят, на него ходят в кинотеатры, он триумфально забирает награды отечественных кинофестивалей. 2020 год справедливо можно назвать главным годом в карьере режиссёра Дмитрия Давыдова: главный приз Кинотавра не просто утвердил и задокументировал исключительность регионального кинематографа, но открыл широким массам новое имя со своим собственным неординарным взглядом. И, конечно, обрек зрителя на ожидание следующего фильма вписавшего себя в историю автора.

Его сценарий ожидал своего часа ещё с далёкого 2016 года, а после якутской волны беспорядков против мигрантов 2019-го получил печальную актуальность. Из солнечного Бишкека юный Нурбек по своей воле попадает в студёную Якутию, чтобы тут же сделаться подневольным человеком: после поимки у стражей правопорядка нелегала отбирает местный криминальный авторитет. Ты же хочешь работать? Все мигранты приезжают ради работы — Нурбек отрицательно машет головой. У Нурбека иная цель, которая проведет его через голод, холод, жестокость и человеческое презрение. Пришельцев здесь не принимают ни люди, ни суровая сибирская природа.

В таких историях всегда подкупает искренность. Искренность по обе стороны от камеры. Казалось бы, совершенно классический сюжет поиска утраченного уже бесчисленное количество раз штурмовал кинозалы, но всё ещё раз за разом находит путь к сердцам зрителей, готовых чувствовать. На экране непрофессиональные актёры, и это вопрос первостепенной важности: животрепещущая проблема придаёт фильму оттенок безотлагательной уникальности. Играть тем, кто на самом-то деле и не играет. Говорить о том, что действительно болит. Но говорить объективно, без чёрных или белых ярлыков. Потому что не бывает людей плохих или хороших — и бытие главным героем фильма не даёт тебе особых привилегий. Есть люди злые, напуганные, осторожные, понимающие и очень-очень одинокие. Из одиночества рождается истинная свобода и появляется право выбора: идти дальше или повернуть назад. 

Новую Вавилонскую башню определённо построили в России. Давыдов далеко не в первый раз отводит русскому языку роль вспомогательного, второстепенного и, кажется, даже самую малость лишнего. Он нужен только для соединения стыков: там, где кончается один народ и начинается другой. И на этот раз народов чуть больше обычного. Зритель смотрит на Якутию глазами постороннего, пришлого, того, кого здесь готовы принять исключительно в строгих рамках полезного применения. Безжалостный мир не щадит своих, но к чужим оказывается ещё суровей. Умелая камера постепенно перемещается из городского пространства в зону полузабытых деревень, где человеческое обязательно соседствует с животным — и даже ближе, чем ему самому кажется.

драма

Нелегал

4,5 Новый фильм от режиссера «Пугала» Дмитрия Давыдова — история нелегального мигранта в Якутии.
Россия, 2021
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: