23 декабря в прокат выходит третья часть франшизы «Последний богатырь», собирающей новогоднюю кассу последние годы. В прошлой части герои победили главного злодея Раголеба, но Тьма не дремлет. Подчиненная ей Галина похищает Василису перед свадьбой с Иваном — теперь жених должен найти возлюбленную в лабиринтах Москвы. О том, почему не стоить смотреть триквел «Последнего богатыря», пишет Дмитрий Елагин.

Кратко:

Одного из злых существ в «Последнем богатыре: Посланнике тьмы» зовут кикиморой, она отнимает у людей время. То же самое делает беспомощный фильм, которому не удалось красиво сложить известные сказочные мотивы. Вместо этого получилась реклама столицы, по которой летают и ездят герои-куклы, тратящие время зрителя на открыточные виды.

Подробно:

Национальное самосознание — словосочетание особо ценное в Германии XIX и начале XX века, стране, которая через возрождение местных сказок и легенд пыталась выстроить общий культурный код. В России этот процесс тоже понадобился после краха СССР — новая страна захотела новых интерпретаций любимых народом сказок. Это породило прекрасную трилогию о трех богатырях, где отсылок на современную культуру было по минимуму. Они существовали как бы вне времени, но потом нагрянули жадные ежегодные продолжения с поверхностным пятиминутным юмором в стиле КВН и Comedy Club. Вечное превратилось во временное, считай забытое.

«Последний богатырь: Посланник Тьмы» — третья часть франшизы, совместный продюсерский проект России-1 и компании Disney, которая уже неудачно заходила на территорию российского фольклора («Книга мастеров» 2009 года). «Последний богатырь» 2017 года — коммерческий успех, где соблюдены сценарные законы, а правила сказок не нарушаются. Третья же часть, «Посланник Тьмы», беспорядочна даже с простым сюжетом. У Ивана Ильича Муромца (Виктор Хориняк) злодейка Галина (Елена Валюшкина) выкрадывает жену Василису Премудрую (Мила Сивацкая) перед свадьбой и уносит ее в современную Москву. В погоню отправляется Иван с командой, но теряет след колдуньи. Звучит бодро, но создатели сделали все, чтобы сюжет двигался со скоростью машины в девятибалльной пробке. Душно и скучно, пассажиры ссорятся, и музыка раздражает барабанные перепонки.

Создатели решили показать как можно больше поездок по главным достопримечательностям и красивостям столицы: Москва-Сити, памятник Петру (его режиссер и оператор посчитали достойным сделать частью «вечного» кино), многочисленные мосты и концертный зал Барвиха Luxury Village, где обитает Жар-птиц Филипп Киркоров (он старается). Многочисленных проездов и пролетов могло бы не быть, но они тянут время. Богатый выбор локаций мог бы послужить материалом для многочисленных шуток, да создатели «Последнего богатыря» не позволяют себе ничего. Потому что острый юмор опасен, российские чиновники его не любят.

Когда герои не путешествуют, они толпятся в помещениях, шутят (максимально безобидно) и не спешат спасать Василису. Она будто и не находится в опасности, ведь Галина 80% фильма ничего не делает, а вертит руками вокруг темной материи в каком-то бесконечном пространстве. Конечно, она совершает «зло», но причину ее действий авторы расскажут за пять минут в финале. Такая последовательность показывает отношение авторов к своим персонажам-куклам, которые застряли в своих квадратных образах, где проявление чувств и спонтанных эмоций невозможно. Когда-то свежие детали характера (как постоянное желание Бабы-Яги кого-нибудь съесть) превратились в рутину, а нового триквел не предлагает — только сценарные впадины и ужасный звуковой монтаж. Общая небрежность проекта и фокус на современном мире в «Последнем богатыре» напоминает различные выставки народного искусства на московских ярмарках. Оно яркое, манящее затуманенный глаз, но поддельное.


Об авторе

Дмитрий Елагин — киновед, редактор раздела «Кино»

Facebook | Telegram


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: