9 декабря в прокат вышло «Море волнуется раз» Николая Хомерики, который победил с драмой на прошедшем осенью фестивале «Кинотавр». Так жюри (в него вошли Чулпан Хаматова, Петр Буслов, Петр Федоров и другие профессионалы) отметило возвращение автора в мир фестивального кинематографа, который на протяжении нескольких лет снимал коммерческое кино. О том, что режиссер спрятал за рассуждениями о любви, пишет Дмитрий Елагин.

Кратко:

Николай Хомерики освободился из-под денежной кабалы и вернулся с фестивальной драмой. В ней подростки Саша и Коля сбегают жить в лесной домик, где познают себя и знакомятся с чувством любви. Они боятся близости, думают о возвращении в город, но ни разу не решаются. В лесу они встречают постаревших версии себя, которые разрешают все страхи молодых о совместном будущем.

Подробно:

Николай Хомерики — одна из надежд русского кинематографа 2000-х, его фильмы показывали в Каннах, казалось, что фестивальная карьера ему обеспечена. Но режиссер изменил себе и на протяжении нескольких лет выпускал массовое кино («Ледокол», «Селфи», «Девятая»), а дном стал спортивный байопик «Белый снег» (2020). Казалось, что имя автора можно забыть, но он вернулся на «Кинотавр» с фестивальной картиной «Море волнуется раз» и победил. О том, насколько заслужена эта победа, говорить бессмысленно — важнее то, что автор создал.

«Море волнуется раз» — кино в жанре мистического реализма, который в России крепко ассоциируется с Андреем Тарковским. Но Хомерики не ищет бога и не плавает по рекам памяти, его путь проще: его интересует суть любви. Фильм начинается с монолога вожатого в детском лагере, который перед подростками зачитывает понятие любви от апостола Павла. Они дети не библейские, а современные, взращенные Tinder`ом, фанфиками, бесплатным порно и матерями-одиночками. Среди всех на дискотеке выделяются двое: Саша (Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова-младшего) и Коля (Валерий Степанов), которые сбегают в лес и поселяются в заброшенном доме. В нем когда-то жила бабушка Коли, она оставила после себя одежду и посуду, туалета нет, за водой надо ходить к озеру неподалеку. Так и начинается совместная жизнь подростков, которые ссорятся и сходятся, близко подходят к соитию, а потом пугаются близости и хотят побыть наедине. Так как часов в доме нет, то за временем не следит и режиссер, ночь быстро сменяет день, который без утра превращается в вечер. Мистики добавляет повторяющийся Сашин сон: прошло несколько лет, она вместе с Колей живет в квартире, видит огромное цунами, надвигающееся на город, и пытается дозвониться любимому, но он не отвечает. Так идут дни за днями, пока они не встречают взрослую пару (Юлия Ауг и Андрей Смоляков), очень похожую на них самих спустя 30 лет отношений.

Николай Хомерики следует российской традиции, потому что снял притчу о двух людях в замкнутом пространстве (прибыв в лес, они оттуда так и не выходят), но не о любви, а о человеческих связях. Подростки задумываются о будущем и встречают его — вот они, которые на старости лет уедут жить в лес и будут счастливы, ведь неслучайно они приезжают в заброшенный дом бабушки Егора. Магическая встреча с будущим разрушает тот страх неизведанного и одиночества, который воплощает гигантская волна, пожирающая город. Но она существует лишь во снах, молодых ждет теплое море в нежном закатном солнце. Все будет хорошо, ведь они вместе.


Об авторе

Дмитрий Елагин — киновед, редактор раздела «Кино».

Facebook | Telegram


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: