27 мая в прокат выходит хоррор «Иччи» звезды якутского кинематографа Костаса Марсаана. В его предыдущем фильме-детективе мужчина попал в сети загадочного убийства, а в новом семье мстит древний дух. О том, как режиссер интерпретирует классическую для жанра историю и приемы, рассказывает Дмитрий Елагин.

Кратко:

Костас Марсаан использует типичный сюжет (приезжие в глуши, ночь, древнее зло), но меняет очень важную для жанра деталь. Обычно злые силы наказывают людей за их грехи или неправильные поступки, а в «Иччи» зло существует само по себе и убивает, потому что такова его природа. Поэтому итоговая мораль выводится мягко и оставляет в зрителе не столько страх, сколько уважение к верованиям предков.

Подробно:

Корни жанра хоррор уходят в сказку, цель которой напугать и показать, как себя вести не надо. Поэтому в типичном фильме ужасов духи наказывают людей за неправильное поведение. За развратность, лживость, злость, причин может быть много, но основная идея в нравоучении. Якутские сказки входят в общемировой контекст, поэтому хоррор «Иччи» похож на многие другие. Опять семья приезжает в дом в деревню, где связь плохо ловит, и по земле которой люди опасаются ходить. Но есть важные отличия.

Для якутского кино мотив возвращения на родину имеет особое значение. Уехавшие — в некоторой степени предатели, которые постепенно теряют свою идентичность. Они забывают язык, местные правила этикета, все сильнее отдаляются от своих родителей, потому их изображают злодеями. Старший брат Тимир (Илья Яковлев) уехал в город, где женился на блондинке-славянке Лизе (Марина Васильева), а вернулся просить у отца денег, так как всем должен. Младший брат Айсен (Борислав Степанов) живет с родителями, помогает им по хозяйству и предпочитает говорить на якутском, а не на русском. Но в день приезда старшего он выкорчевывает большой пень, который хранил под собой злого духа. Пень, который тяжело вытащить, — очень хороший символ. Он визуализирует проклятие, которое лежит на земле, и обозначает проблему вымирания народа, о которой беспокоятся якуты.

 

Следуя штампу «приезжие — плохие», жена Лиза наливает в чайник грязную воду и не может налить кипяток в чашки, а Тимир бьет ее, ревнует к брату и обманывает отца. Трудно назвать портреты этих героев реалистичными из-за резкости автора, намного лучше режиссер изображает присутствие духа Иччи и остальных родственников. В их малоэмоциональности чувствуется стойкость и решительность, которые сочетаются с окружающей прекрасной и холодной природой.

Концепт зла в картине Костаса отличает его других хорроров. Хотя бабушка Саина (прекрасно сыгранная Матрёной Корниловой) описывает Иччи в колыбельной, но у Иччи нет четкого образа. Если злые духи в серии хорроров «Заклятие» захватывают тела и визуально проявляют себя, то Иччи вводит в замешательство. Он путает людей, заставляет их видеть миражи  — его действия также дезориентируют и пугают смотрящего. В этом удача произведения Костаса Марсаана, понимающего, что лучше всего человека пугает глубокое чувство неуверенности в происходящем, чем прыгающие из углов твари. С этой силой нельзя управиться типичными методами, а нужно проявить внимание и уважение. Если подобное высказывание от голливудских режиссеров выглядит надуманно и лживо, то в картине Костаса Марсаана есть искренность, возвышающая его хоррор над другими.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: