Сегодня вышел в прокат второй полнометражный фильм Александра Молочникова «Скажи ей», участвовавший в конкурсе кинофестиваля в Сочи «Кинотавр». 90-ые, родители разведены, отец работает учителем, мать нашла любовника-американца и хочет с сыном переехать в Америку на берег океана. Дмитрий Елагин рассказывает, в чем выражается предвзятое отношение режиссера к персонажу матери, заслуживающей интереса.

Кратко: 

Основная сила «Скажи ей» таится в эмоциональности, где мир мальчика Саши выражен частой сменой настроеня в музыке, сценами снов и субъективной камерой. Недостаток фильма — в предвзятости режиссера по отношению к родителям: «лживая» мать действует из своих интересов, а «добренький» отец — из интересов сына. На деле все сложнее, темную сторону отца можно почувствовать по случайным фразам матери, и понять причины её побега из России. 

Подробно:

«Я просто хотела, чтобы ты был счастлив» — этой фразой мать Светлана (Светлана Ходченкова) оправдывает все свои решения в отношении малолетнего сына Саши (Кай Гетц), которого она уговорила на переезд в США всеми правдами и неправдами. Режиссер театра и кино Алексей Молочников («Мифы») создал семейную мелодраму в декорациях 90-ых, где мать и отец делят между собой сына. Подобный сюжет был у оскароносного фильма «Крамер против Крамера» (1979, Роберт Бентон), где Джоанна (Мэрил Стрип, «Оскар» за лучшую роль второго плана) бросает семью и через полтора года свободы возвращается за ребенком. В «Крамере» главным героем был Тед (Дастин Хоффман, «Оскар» за лучшую мужскую роль), которому пришлось учиться быть отцом, а не кормильцем. Молочников делает главным героем Сашу, чье детское восприятие чаще всего будет отражать эмоциональная операторская работа. Но детский взгляд не делает фильм честным, так как автор уделяет больше внимания Светлане и ее влиянию на мальчика.

Саша находится меж двух огней разведенных родителей, но отношение к семьям разное. Хотя обе жестко манипулируют его чувствами, бабушка по материнской линии выкидывает слегка надкусанную клубнику в реку. Александр Молочников умеет работать с маленькими и точными  деталями, но из-за того, что Саша проводит больше времени с мамой, зритель почти все время видит её изъяны, а темная сторона отца так и остается в тени. Светлана заискивает перед любовником-американцем Майклом (Вольфганг Черни), лжет о жизни в Америке и затыкает сына или плачет, когда тот пытается ей перечить. Восхищение Светланы Новым Светом Молочников соотносит со лживостью её персоны, она готова вывернуть душу ради цели: если Майкл скажет что нужно есть салат, то она подтвердит. Артем же спокоен в большинстве ситуаций, не берет на себя ответственность за жизнь Саши, а помогает ему самому все решить.

Предвзятое отношение режиссера к персонажам также выражено в их ассоциации с городами. В «Скажи ей», Россия — это дом, а Америка — чужая страна расистов и эмигрантов. Отец с сыном ездят по красивым улицам Санкт-Петербурга, в его квартире они играют в Dendy, а бабушка готовит домашнюю еду — в Америке большой двухэтажный дом где-то на побережье похож на многие другие, интерьер выполнен в холодных оттенках, а в школе на эмигрантов смотрят недружелюбно. Отдельной точкой критики режиссер выбирает американскую школу, где популист может стать президентом класса, а глупые (по мнению Саши) дети изучают дроби через деление комочков из ваты. 

Предвзятость Молочникова в том, что он критикует и показывает лишь одну сторону. Можно только догадываться о сложном характере отца: из-за него мать сделала два аборта, во время ссоры он, видимо, выломал дверь и манипулировал женой в отношениях (на это намекает фраза «Она меня больше не слушается»). Хотя режиссер отдает предпочтение семье отца, интереснее образ Светланы, потому что ей приходится сталкиваться с жизнью в другой стране и меняться ради ребенка. Похожая ситуация часто возникает в супергероике, где злодеи иногда намного интересней героев, потому что у них есть внутренний конфликт. Поэтому любовь в Светлане и Америке можно найти, надо просто смотреть взглядом взрослого человека, а не ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: