Горо Миядзаки как находился в тени отца, так там и остается. «Ая и ведьма» сделана в технике 3D-анимации, из-за чего стиль студии Ghibli с множеством деталей ушел. Фильм мог бы спасти дух свободы, но вместо увлекательного приключения режиссер выбрал блеклую повседневность, которая лучше подходит аниме-сериалам, чем полнометражным проектам. Дмитрий Елагин рассказывает о главной премьере в кинотеатров на этой неделе.

Отношения между Хаяо Миядзаки и его сыном Горо Миядзаки разрушились в тот момент, когда Горо заявил о желании снимать кино. Хотя документальные картины не показывают конфликт художников ярко, степень творческих разногласий высока. На середине дебюта сына «Сказания Земноморья» (2006) Хаяо вышел из зала, чтобы покурить, а на втором проекте «Со склонов Кокурико» (2011) тайно манипулировал Горо через главного продюсера Тошио Судзуки. Хотя старший Миядзаки очень осторожно высказывался о работе сына, в его словах проскользнуло выражение, что фильмах младшего Миядзаки он видит бледную копию своих работ. Несмотря на творческую войну, Горо продолжил работу и создал сериал в технике 3D-анимации «Ронья, дочь разбойника» (2014), которая не свойственна студии Ghibli. Так режиссер освободился от давления отца, видящего силу только в нарисованной вручную анимации.

«Ронья» оказалась успешной по всему миру и показала ориентацию Горо на камерные истории для детей в жанре повседневности. «Ая и ведьма» продолжает эту линию, но уже в формате полнометражного фильма. Так как проект создавался на базе студии Ghibli, то Хаяо Миядзаки выступил куратором. Его влияние можно увидеть в характерных сценах готовки еды, кратком наслаждении пейзажем, персонаже говорящего кота и главной героине Ае. Бойким характером и разными носками она напоминает Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен, чьи рассказы молодой Хаяо хотел экранизировать, но получил отказ от писательницы. Поэтому Горо воплощает мечту отца.

Главное отличие в методе двух режиссеров – масштабность. Хаяо Миядзаки любую историю (даже о переезде двух маленьких сестричек в деревню в «Моем соседе Тоторо») делает грандиозным путешествием с большим количеством деталей. Горо мыслит уже, это видно по интерьерным кадрам. Ни комната Аи в интернате, ни убранство дома ведьмы не отличаются высокой детализированностью, что связано с выбранным, телевизионным стилем режиссера. Телевизионность отражается и на история дерзкой девочки, которую ведьма забирает из приюта: она напоминает связанные вместе простые детские шоу с повторяющимися кадрами и гэгами. 

Из шести комнат в доме ведьмы Беллы только грязное помещение для приготовления волшебных снадобий несет живую энергетику. Традиционная сцена для фильмов Хаяо Миядзаки – сцена большой уборки. Она, как и ритуал готовки еды, делает нарисованных человечков людьми, а не бездушными куклами. У Горо была похожая сцена в «Со склонов Кокурико», где школьники пытаются спасти клубное здание от сноса, но «Ае и ведьме» полного очищения не происходит. Статичность грязного помещения отражает медленное развитие сюжета с яркими персонажами, чьи образы не меняются по ходу действия сюжета. Такое сценарное решение могут позволить себе многосерийные проекты, но не фильм, длящийся полтора часа. Эти неосознанные режиссером принципы строения выдуманного мира проводят разделяющую линию мастерства между отцом и сыном. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: