Против переживания расставания, как известно, приёма нет: это практически всегда невыносимо, вялотекуще, болезненно. И индивидуально. Обвиняешь себя и весь мир, пытаешься найти главную ошибку и уверяешь «я» в том, что виноват другой человек. Пытаешься сбежать, отвлечься, сменить работу и образ жизни Не помогают ни друзья, ни подруги, ни всезнающая мама. Ныряешь в новые отношения, не успев отойти от старых, убегаешь, мучаешься. А порой еще и делишь детей, имущество, животных и знакомых. Эта подборка – 10 лент о борьбе за спокойствие, о сложных обстоятельствах и лёгких прощаниях, о попытках разобраться, обвинить, достучаться, изменить и остаться собой.
1. «Крамер против Крамера» (США, 1979)
Один из самых пронзительных фильмов на эту тему (режиссёр – Роберт Бентон), подкреплённый мощным сценарием, отличными планами, точными работами Мэрил Стрип и Дастина Хоффмана. Жизненный, понятный, подключающий к себе с первых же минут. Семья разваливается: жена со скандалом уходит, шестилетний ребёнок остаётся с отцом. Теперь взрослый мужчина, очень давно строящий свою карьеру, должен будет ежедневно выступать в самой главной роли – в роли папы. И права на ошибку у него нет.
![](https://img.youtube.com/vi/Rby5P1I2OvE/mqdefault.jpg)
2. «Как всё забыть?» (Бразилия, 2010)
Как всё забыть? Никак. Воспоминания будут с нами до конца дней. Как начать новую жизнь? Никак, потому что она всё равно будет продолжением старой. Как всё изменить? Никак, потому что нет никакого «всё» – есть маленькие отрезки, которые надо тщательно прорабатывать день за днём. Женская любовь, женские переживания, женское счастье в картине Малу Де Мартино.
![](https://img.youtube.com/vi/rzTQigqw1Q4/mqdefault.jpg)
3. «Голодные сердца» (Италия, 2014)
С рождением ребёнка в семье меняется буквально всё: уклад, образ жизни, отношение друг к другу. Накапливается усталость, часто возникают обиды, исчезает свободное время. Для чада хочется самого лучшего, самого нужного, самого правильного. Мина (Альба Рорвахер) – приятная, но немного странноватая девушка, её супруг Джуд (Адам Драйвер) – сильное плечо, опора, помощь (режиссёр – Саверио Костанцо). Всё отлично, мирно, нежно. С появлением малыша же у новоявленной мамочки напрочь слетает башня. От любви, заботы и чрезмерной уверенности в себе.
![](https://img.youtube.com/vi/VOForTBs3MU/mqdefault.jpg)
4. «Дикая жизнь» (США, 2017)
Скромная лента Пола Дано о разрушении семьи, взаимных претензиях, обидах и переживаниях. Портрет накануне катастрофы, хроника увядания, тихая «Брачная история».
Очень печально, но со светом в финале; очень тихо, но почти невыносимо; очень дико, но так обычно, что даже становится не по себе.
![](https://img.youtube.com/vi/P9IydBqw-WQ/mqdefault.jpg)
5. «Любовь.нет» (Болгария, 2011)
Знакомства в интернете – вариант безопасный, простой, не требующий заморочек. Всегда можно «схлопнуть» надоевший диалог, красиво уйти от ответа, «покинуть чат». Илиан Джевелеков собирает в одну мозаику несколько историй виртуальной любви, пытается рассуждать о возможности связей через расстояние, шутит на тему замены реального человека экраном компьютера. Тоже тёплым, но менее проблемным.
![](https://img.youtube.com/vi/1eDCbwCkLFY/mqdefault.jpg)
6. «Давай разведёмся!» (Россия, 2019)
Не всё горевать – пора и посмеяться. Этот фильм Анны Пармас ругали и восхваляли, обвиняли в карикатурности и излишней простоте, отмечали лёгкость, юмор, актёрскую работу Анны Михалковой. Маша – успешный гинеколог, обеспечивающий всю семью. Её ценят на работе, она прекрасный профессионал, её слово – закон. Муж сидит дома: убирает, готовит, заботится о детях. И ходит на свидания к молоденькой любовнице.
![](https://img.youtube.com/vi/xDOkbDGZeT4/mqdefault.jpg)
7. «Эйфория» (США, 2019)
Не самый очевидный вариант, потому что один из главных сериалов прошлого года – история про наркотики, зависимость, непростой путь подростков. Но расстаются (вернее, пытаются это сделать) здесь буквально каждые двадцать минут: с парнями и девушками, с привычками, с прошлым, со стереотипами, самими собой. И это, мягко говоря, довольно болезненная процедура.
![](https://img.youtube.com/vi/gCs7bc1o73M/mqdefault.jpg)
8. «Глухие стены» (Аргентина, Испания, Германия, 2011)
Они живут на одной улице, но никогда не встречались, они хотели бы новых отношений, но боятся рисковать, они постоянно находятся рядом, но в то же время очень далеко. Неторопливое и вдумчивое кино Густаво Таррето – нежная история о том, что очень часто настоящее счастье живёт рядом с нами: в соседнем доме, в нашем же подъезде, через пару кварталов. Но мы, люди суеты и спешки, его не замечаем. Или не хотим замечать.
![](https://img.youtube.com/vi/bry5DVvLE_M/mqdefault.jpg)
9. «Развод Надера и Симин» (Иран, Франция, 2011)
Асгар Фархади – режиссёр, что не нуждается в дополнительном представлении. Один их главных мастеров иранского кино умеет ловко соединять персональное и общее, локальное и общемировое, индивидуальное и волнующее каждого. Супружеская пара разводится. В Иране. И ни к чему хорошему это не приведёт. Фильм – обладатель премии «Оскар».
![](https://img.youtube.com/vi/E2yRkyQhksE/mqdefault.jpg)
10. «Меломанка» (США, 2020)
Роб – владелица магазина пластинок, решившая «проработать» свои расставания довольно неожиданным путём: она хочет встретиться с каждым из «топ-5 бывших». Обсудить ситуацию, выяснить причины, дойти до сути. Без эмоций и горячки, без истерик и обвинений, без битой посуды и дверей, вылетевших из косяков. 10 коротких серий, зажигательная Зои Кравиц в главной роли, треки, песни, плей-листы. Как говорится, расставаться, так с музыкой.
![](https://img.youtube.com/vi/lrYA3ZZPKqw/mqdefault.jpg)