Фильм Кристиана Петцольда «Ундина», получивший еще до пандемии на Берлинском фестивале две награды (Приз за лучшую женскую роль и приз ФИПРЕССИ) с 23 сентября наконец выходит в российский прокат. Кристиан Петцольд является важным представителем берлинской школы, у которой нет строгого манифеста или эстетики, однако мысли всех представителей развиваются в одном направлении. Петцольд открывает «Ундиной» свою новую трилогию, посвященную исследованиям человека в современном капиталистическом мире на примере архетипичных образов. 

Ведущими актерами фильма стали плавно перешедшие из предыдущего фильма Петцольда «Транзит» – Паула Бер (прославившаяся также после фильма «Франц» Франсуа Озона) и Франц Роговски (до этого играющий в фильме Михаэля Ханеке «Хэппи-энд»). В тонкостях их взаимоотношений разбиралась Диана Шихалиева.

КРАТКО:

Утонченная сказочная история о любви, которая начинается с фразы: «Если мы расстанемся, то мне придется тебя убить». На фильм стоит идти за подлинными чувствами, магическим реализмом, феминистическим дискурсом и историей Берлина.

ПОДРОБНО:

На первый взгляд, фильм представляет собой весьма мелодраматичную историю. Историю несчастной любви Ундины Вибо (Паула Бер). В рабочий перерыв Ундина выбегает в ближайшее кафе в надежде удержать своего возлюбленного Йоханесса (Якоба Маченца). Однако Йоханесс, парень арийской внешности, тверд в своем намерении расстаться с Ундиной раз и навсегда. Сердце героини хоть и разбито, но она не теряется и подобно настоящей русалке (а не из диснеевского мультфильма) угрожающе произносит: «если мы расстанемся, то мне придется тебя убить». 

Ундина живет в современном Берлине и работает историком. На примере большого картонного макета города она посвящает туристические группы в подлинную жизнь Берлина. Ясность и структурность ее речи, холодный, но завораживающий взгляд, элегантная шелковая блузка. Даже прозаичная экскурсионная речь о трансформациях Берлина благодаря Ундине становится пленяющей. Образ Ундины вдохновлен сразу несколькими произведениями. Это и рассказ писательницы Ингеборг Бахман «Ундина уходит» о роли женщины как субъекта, который представляет собой монолог женщины, то ли живой, то ли утопившейся, разочарованной в мужчинах и страдающей от невозможности любви. В то же время фильм является отсылкой к одной из значимых повестей эпохи романтизма Фридриха де ла Мотт Фуке. Его «Ундина» повествует не только о несчастной любви, но и о росте национального самосознания и возвращении к корням. Тайны «Ундины» Петцольда остаются не раскрытыми до конца фильма, и в этом, несомненно, ее привлекательность. 

Любовь, сбивающая с ног буквально (на героев падает огромный аквариум), практически сразу после расставания настигает Ундину и ее нового возлюбленного Кристофа (героя Франца Роговского). Кристоф по-своему handsome, и русский аналог полноты слова не передаст. Он привлекательный в своей открытости и доброте мужчина, он водолаз. И ремонтирует мосты на дне озера. За мгновенье до падения аквариума маленькая фигурка водолаза в аквариуме успела прошептать имя главной героини. Это первый, но не последний момент, где реальность в фильме искажается. Петцольд, следуя традициями Берлинской школы, подробно отображает жизнь объединенной Германии. С другой стороны, его «реализм» оказывается лишь отправной точкой для обращения к миру таинственному и магическому. И главная магия – это, пожалуй, отношения между Ундиной и Кристофом. Они просты и искренни. Но время героев зажимает — и снова буквально (они еле успевают на пригородные поезда). Их живым и трогательным чувствам нет здесь места. Глубина их чувств – глубина озера, где обитают гигантские сомы. В кадре то и дело становится больше воды, которая также их вытесняет: реки Берлина, озеро или бассейн в идеальном доме бывшего парня. 

На первый взгляд фильм кажется весьма статичным, таким же как показан и Берлин. Оператор Ганс Фромм, постоянно работающий с Петцольдом, подробно снимает дома-коробки, пустые, но новые и комфортабельные переулки под сопровождение адажио концерта ре минор Баха. И лишь в моменты любви Ундины и Кристофа неожиданно звучит Staying alive. Такова современная любовная серенада.

Движущая сила этого фильма – любовь Критофа и Ундины. Истории из музея для туристических групп переносятся в съемную квартиру Ундины и становятся частью диалога с Кристофом уютным вечером, проведенным вдвоем. Ундина возвращается к истории Форума Гумбольдта нового и старого музея одновременно. Он в этом году должен открыться в реконструированном здании дворца, снесенного после войны, но построен по типу старого дворца XVIII века. Этот проект отменяет архитектурный принцип «form follows function» и в конечном счете приводит ее к выводу, что никакого прогресса не существует. Да и, может, времени вовсе не существует?

Все подчинено ложной спешке. Все зафиксировано: 1989 год, 1200 комнат в Берлинском дворце, точно по расписанию отходят поезда из пригорода Берлина, 12 минут Кристоф остаётся под водой без дыхания, навсегда исчезает Ундина. А, может, ее и вовсе никогда не было в реальном мире? Подлинное чувство неподвластно времени. Уже даже бывший парень Йоханесс, который упорно транслировал свою рациональность в начале фильме, спешит вернуть Ундину. Он бежит от новой девушки, которая появляется в кадре лишь на пару секунд, держа в одной руке крафтовый стаканчик кофе, а в другой – чемодан. Но поздно, поздно даже для Кристофа, который в финале фильма тоже вдруг становится готовым к прагматичной жизни с другой женщиной.

Кристиан Петцольд всегда обращается к социально политическим проблемам. Главная фигура фильме – фигура женская. И именно ей причинены наибольшие страдания, когда все мужчины успели интегрироваться в современные реалии. Однако, порой все социально-политические проблемы служат лишь фоном для того чтобы затронуть более фундаментальные вопросы. Сказочная история Петцольда прежде всего о человеке. В этом мире Ундине места нет, но как минимум ее имя выбито на плитах под водой и обведено сердечком.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: