Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали аудио-версию материала

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс |


Изображать определенное действие, фиксировать его при помощи подручных средств человек научился задолго до появления кинематографа. В древние времена существовала наскальная живопись – замершие «кадры» из жизни людей тех эпох. Конечно, эти простейшие картинки, которые подчас не поддаются расшифровке, имеют весьма опосредованное отношение к кино, но свидетельствуют о том, что человек разумный был заинтересован в том, чтобы передать динамику определенных действий или ключевых событий из жизни своего племени.

Одна из первых попыток снять настоящее кино была предпринята спустя много лет – уже появились города, коммерсанты, социальное расслоение общества и т.д. Эту робкую попытку предпринял фотограф Эдвард Мейбридж. Губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд пригласил его раз и навсегда разрешить спор, возникший среди местной элиты. Богачей волновал вопрос – все ли четыре копыта отрывает от земли лошадь во время аллюра. Зафиксировать это обычным человеческим зрением было невозможно.

Мейбридж поставил вдоль трассы, по которой должна была бежать лошадь, 12 кабинок с камерами. Во время бега лошадь задевала нити, протянутые поперёк дорожки. Нити заставляли срабатывать затворы камер, и те поочерёдно фиксировали движение лошади. Такой способ фотографирования позволил позже анимировать кадры и создать эффект непрерывного движения.

Успехи Мейбриджа вдохновили еще одного гения своего времени – Луи Лепренса. В 1888 году он собрал первый в мире хронофотографический аппарат с 16 объективами, расположенными в 4 ряда. В том же году изобретение было усовершенствовано: объектив остался всего один, но функционал аппарата остался тем же. На него были сняты первые анимированные киноролики – «Сцена в саду Раундхэй», «Движение транспорта по мосту Лидс», «Аккордеонист».

Следующий шаг к созданию настоящего кино был сделан в 1891 году. Томас Эдисон и его помощник Уильям Диксон зарегистрировали кинетоскоп. Это устройство являло собой деревянный ящик со склеенной в кольцо лентой и окуляром. В него вставлялась целлулоидная пленка шириной 35 миллиметров. Проблема этого аппарата заключалась в том, что с его помощью фильмы было смотреть весьма затруднительно – изображение смазывалось из-за отсутствия скачкового механизма.

Тогда-то на кинематографическом горизонте и зажглось имя братьев Люмьер. Они воспользовались идеей Эдисона и усовершенствовали аппарат, получился синематограф – легкое устройство для проекции фильмов, которое не смазывало изображение, благодаря наличию грейферного механизма.

Кино наконец-то могло демонстрироваться широким массам. Первый цветной фильм, показанный зрителям, назывался «Серпантин» - короткометражка, на которой был запечатлен танец бродвейской танцовщицы Аннабелы Мур. Кстати, перед показом пленку раскрашивали вручную – кадр за кадром.

Дальнейшее развитие кинематографа было не остановить. В 1896 году появился первый фильм, в котором использовался стоп-кадр. Отец «спецэффекта» Альфред Кларк стал режиссером 21-секундного шедевра под названием «Казнь Марии Шотландской». Во время стоп-кадра актрису, исполняющую роль Марии Шотландской, заменили на манекен, которому и отрубили голову. Ничего подобного мир еще не видел.

В том же году произошла еще одна кинореволюция – на пленке впервые были запечатлены поцелуи мужчины и женщины. Короткометражка так и называлась «The Kiss», а режиссером скандальной ленты стал Уильям Хейс.

Новый, еще неизведанный вид искусства, появился на свет. Людям захотелось раздвигать рамки кинематографа, придумывать новые образы, жанры, работать со спецэффектами. Одним из таких экспериментов стал первый фильм ужасов «Замок дьявола», снятый Жоржем Мельсом все в том же 1896 году. Этот режиссер подарил миру более 500 короткометражных фильмов. Самая известная его работа – фантастический фильм «Путешествие на Луну», эдакая пародия на романы Жюля Верна.

Можно сказать, что режиссеры-экспериментаторы того времени создавали язык для своих потомков, язык, на котором до сих пор разговаривают известные всему миру режиссеры и сценаристы, язык, который является универсальным для всех стран, национальностей и социальных классов – язык кино.

Апогей того времени – фильм «Большое ограбление поезда», был снят в 1903-м году. В нем сосредоточились все накопленные о кино знания. Длится лента не какие-нибудь секунды, а целых 12 минут. Режиссер-новатор Эдвин Портер положил своей работой начало жанру «вестерн» и не просто использовал наработки своих предшественников, но и значительно улучшил технические приемы.

В тот момент зритель начал понимать всю ценность кино: это не просто способ запечатлеть отдельные трюки или отдельных людей, это способ рассказать целую историю. Еще к слову о зрителях. Конечно же, киноискусство было в новинку для всех. Многие люди, следящие за проекцией, воспринимали действие, как настоящую реальность. Поэтому, когда в «Большом ограблении поезда» началась сцена со стрельбой, среди присутствующих на показе воцарила настоящая паника.

Надо отметить, что в 1900-е г.г. почти все кинокартины принадлежали студии Томаса Эдисона, которая называлась именем своего основателя – «Эдисон». С 1894 по 1911 год организация была составной частью «Производственной компании Эдисона», а после этого вплоть до своего закрытия в 1918 году входила в «Томас Эдисон Инкорпорейтед».

Пододвинуть Эдисона и всех режиссеров его студии было суждено Дэвиду Уорку Гриффиту. Именно он показал миру, что такое Голливуд. Эту локацию он открыл случайно, когда искал место для съемок своего нового фильма. Первой полнометражной лентой, вышедшей в Голливуде, стал фильм «Муж индианки» – история двух братьев-аристократов Генри и Джима.

Лента стала в своем роде прорывной – ведь при бюджете в 20 000 долларов, она собрала невиданные ранее 533 000 долларов. Эту точку можно считать отправной в становлении голливудского кино и кинематографа в современном его понимании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: