Он буквально переломил восприятие кино как искусства, зародив то, что принято называть сейчас киноязыком — сводом приемов психологического диалога со зрителем.

Фильм Гриффита «Нетерпимость» считается одним из важнейших в мировой истории, а его режиссёр — отцом-основателем современного художественного кино, автором многочисленного количества приёмов, которые используются по сей день. 

Что сделало фильм этапной величиной в мировом искусстве? Предлагаем 6 вопросов и 6 ответов, чтобы разобраться в причинах его популярности.

1. О чем фильм «Нетерпимость»?

Фильм состоит из четырех независимых сюжетов из разных эпох – древнего Вавилона, Иудеи, Франции накануне Варфоломеевской ночи и современной режиссёру Америки.

Четыре сюжетные линии подчинены единому замыслу.  Заговор священников против царя Валтасара, распятие фарисеями Христа, резня католиками гугенотов и вражда между рабочими и фабрикантом, приведшая к вынесению смертного приговора невиновному — все эти события сплетаются в эпическое повестовавание о несправедливости и её ужасающих последствиях.

Для реализации своего замысла Гриффит впервые применил параллельный монтаж — чтобы сопоставить события из разных эпох в едином временном пространстве.

В финале с помощью впервые применённого приёма показаны завершения всех сюжетных линий: Христа ведут на Голгофу; влюблённая в Валтасара девушка спешит предупредить его об измене жрецов, юноша-гугенот пытается спасти свою возлюбленную от рук католиков; жена рабочего мчится на автомобиле с приказом губернатора о помиловании её мужа.

2. В чем значение фильма для истории кино?

Фильм ознаменовал решительный поворот в развитии киноязыка. Оказалось, что формировать киносмыслы можно не только через повествование, но и через изображение. С «Нетерпимости» началась эпоха интеллектуального монтажа — ориентированного не на эмоциональное восприятие, а на осмысление увиденного. Интеллектуальный монтаж основан на сцеплении событий, не связанных между собой причинно-следственными связями.

Существуют различные варианты его реализации: монтаж примитивных сравнений, образный монтаж или монтаж, конструирующий понятие. Зритель должен быть в состоянии сопоставить текущий кадр с прежде увиденным и проанализировать их взаимосвязь.

3. Какие самые яркие сцены в фильме?

Безусловно, самые впечатляющий эпизод — развязка, занимающая примерно последние пятнадцать минут фильма. Все сюжетные линии стягиваются в тугой узел. Ведущей становится американская история: рабочего несправедливо обвиняют в убийстве и приговаривают к смертной казни через повешенье. Его жена в отчаянии бежит к губернатору просить о помиловании, но тот только что уехал. Вместе с офицером в гоночном автомобиле они мчатся за поездом. 

В это время все остальные линии последовательно достигают своего трагического финала: Христос погибает на кресте, Валтасар и его возлюбленная кончают жизнь самоубийством; молодой гугенот приходит слишком поздно — с трупом невесты на руках он выбегает на улицу и погибает под пулями королевских солдат.

Только линия «наших дней» завершается благополучно: автомобиль догоняет поезд, бумага попадает к губернатору в тот миг, когда палач набрасывает петлю на шею невинно осуждённого. Несмотря на обилие катастроф, фильм завершается хэппи-эндом.

4. На кого из режиссёров повлиял фильм?

В первую очередь, он оказал влияние на советскую монтажную школу. В целом же, идея сцепления событий, не не имеющих видимой связи друг с другом, предопределила всё дальнейшее развитие художественного кино.

Известны эксперименты Льва Кулешова, ставшие революционными для создания школы советского монтажа. Кулешов обнаружил, что сцепление двух разных кадров образует новый смысл: взяв кадр с крупным планом актера Ивана Мозжухина, он последовательно склеил его с тарелкой супа, детским гробом и красивой девушкой. Исходя из контекста, зрители считали, что на лице Мозжухина отражаются муки голода, скорбь отца и любовное томление. 

Самый яркий из исторически близких Гриффиту пример — «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. Режиссер агрессивно применил в нем самые разные способы склейки, чтобы оказать максимальное воздействие на зрителя. Квинтэссенцией стиля стала знаменитая сцена расстрела на Одесской лестнице. Учащающийся темп монтажа короткими фразами напоминает решение гриффитовского финала. Многократно повторяющиеся марш солдат, выстрелы, летящая вниз коляска с младенцем, разбитое пенсне, женщина с вытекающим глазом — быстрая смена кадров вызывает паническое ощущение сжатия времени. По воспоминаниям современников фильма, этот эффект вызывал состояние близкое шоковому потрясению.

5. Как восприняли фильм  «Нетерпимость» современники Гриффита?

Картина потерпела катастрофический провал в прокате. Из-за сложной структуры и сложной системы монтажа зрители не смогли дать ему правильную оценку. Для своего времени «Нетерпимость» была новаторским фильмом, опередившим по многим показателям дух времени.

С тех пор на создание подобных масштабных мозаичных историй отважились немногие. Редкий пример удавшегося проекта — «Облачный атлас» Вачовски и Тома Тыквера. Фильм состоит из шести историй, происходящих в разное время. В 19-м веке американский нотариус борется с рабством, в середине 20-ого известный композитор ворует у своего ученика секстет, амбициозная журналистка, ведущая расследование о вреде от атомных реакторов в 70-х годах 20-ого века, наш современник, издатель, обманом нажившийся на чужой книге, Сонми-451 — представитель низшего социального класса 22-ого века, организовавшая бунт в стране, и примитивное общество, которое придет нам на смену в 24-м веке, — все эти события и люди окажутся тесно связанными друг с другом.

6. Имеет ли смысл смотреть «Нетерпимость» целиком?

Фильм длится около 3-х часов, что не каждый в состоянии выдержать. А глубина и ёмкость художественной организации кадра требуют неослабевающего внимания. Поэтому, если вы не готовы к столь интенсивному опыту, можно ограничиться последней финальной сценой. Она не позволит получить цельное впечатление от фильма, но даст возможность вкратце ознакомиться с почерком Гриффита. В последних минутах собраны все знаковые приметы его стиля: роскошные массовые сцены, мастерски решенные саспенс-эпизоды и все виды новаторских на тот момент операторских техник: наплывы, затемнения, ракурсы, каше и многочисленные виды движения камеры.

Читайте также