25 июня в Летнем Пионере в Парке Сокольники прошел предпремьерный показ фильма «Паразиты» корейского режиссера Пон Чжун Хо. Лента завоевала гран-при Каннского кинофестиваля в 2019 году. В широкий прокат в России фильм выходит 4 июля, а пока кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов рассказывает, почему это один из главных фильмов лета.

Смех становится комом в горле и переходит в ужас при просмотре последнего фильма Пон Чжун Хо «Паразиты». Фильм взял гран-при Каннского фестиваля и несмотря на азиатское происхождение, оказался абсолютно европейским по духу. Лента рассказывает историю о противостоянии бедных и богатых и, не давая моральных оценок героям, показывает, как развиваются такие отношения. 

История начинается с знакомства с семьей Ким. Отец — прогоревший лавочник, мать — не стала спортсменской, дети — не могут поступить в ВУЗ. Они живут в подвале с крохотными окнами на уровне улицы, ловят вай-фай из очередного кафе и собирают коробки для пиццы, выживая краткосрочными заработками. Неожиданно, к сыну приходит интеллигентный друг и предлагает подменить его в должности репетитора у богатой семьи Парк, поскольку сам он уезжает на стажировку. 

Сын смекает, что к новым работодателям можно привлечь и остальных членов семьи. Постепенно, каждый раз идя на все больший обман, на работу к богатеям приходит дочь — учитель рисования и арт-терапевт, отец становится личный шофером, а мать – домоправительницей. Семья Кимов в финансах намного ограниченнее семьи Парков, поэтому у них нет рамок и табу, и они могут позволить себе куда больше в вопросах этически допустимого. Лишить работы прежнего водителя, подстроив секс в служебной машине? Или оговорить домоправительницу, убеждая хозяев, что у нее туберкулез? Обычное дело. Разумеется, возникает вопрос: куда смотрят хозяева дома?

Наивность и доброта богатеев неслучайна и даже в фильме показана наигранной и ненастоящей. Вот, хозяин дома рассуждает о том, как важно соблюдать границы в профессиональном общении, а несколько минут спустя презрительно морщится, чувствуя запах бедноты. Хозяйка же настолько привыкла играть роль наивной дурочки-жены, что вжилась в нее и верит пустой болтовне о том, какой ее сын великий художник, как тонко он чувствует мир и как сильно он был травмирован в школе. Эти поступки закономерны — бессознательно богатеи выстраивают линию обороны от бедняков, но чувствуют хрупкость своего мира. Страх оказаться на дне делает их глупыми и беззащитными. 

Эти два класса: верхушка среднего и самый низ рабочего существуют в ситуациях омерзительно-комичных, полных взаимного презрения друг к другу. Бедные используют богатых, а богатые не устают намекать бедными на их место. Однако в какой-то момент в их жизнь вмешивается частица старого мира в роли бывшей домоправительницы. Она – символ традиционного мира, где главными ценностями были верность и преданность. Такие идеалы могут толкать людей как на возвышенные и великие поступки, так и на чудовищные и жуткие. Режиссер Пон Чжун Хо просил не раскрывать детали сюжета, связанные с этим персонажем, но в «Паразитах» история развивается по второму сценарию, превращая вторую половину фильма в кровавую баню.

Один из основных символов фильма — это высокое и низкое, во всех смыслах. Бедняки живут мало того, что в подвале, так еще и в низине, которую в корейском климате может затопить. Путь к дому богатых, наоборот, лежит по крутой дороге вверх. Но в каждом из этих домов есть подвал – своеобразный символ чего-то подземного и загробного, бессознательного, которое ждет каждого в финале жизни и рвется наружу. 

Дилемма о том, кто же «паразиты» в этом фильме, разрешается до глупости просто. Дело в том, что и корейское название, и английское, говорят о том, что фильм называется «Паразит», в единственном числе. И такой паразит действительно есть среди героев фильма. Если богатые и бедные живут в общей экосистеме по логике сомнительного, но все же симбиоза, то этот персонаж — настоящий паразит. Поэтому стоит помнить, что автор фильма не закладывал это советское идеологическое клише «паразиты», применительно к широко-понимаемому классу эксплуататоров в капиталистических странах. Тем более, режиссер не хотел выступать с позиции радикальных капиталистических консерваторов, которые считают, что бедные потому бедные, что глупые и плохие люди, которым помогать не надо. 

Весь фильм построен как сатира на современное общество, в котором угнетатели и угнетаемые жизненно необходимы друг другу. Само название фильма высмеивает мир таких людей, немного сочувствуя каждой семье. Не стоит боятся того, что фильм будет абсолютно корейским, азиатским, и непонятным для европейского зрителя. «Паразиты» не случайно взял гран-при в Каннах. Это фильм абсолютно европейский по содержанию и смыслу, но с легким визуальным и символическим оттенком Востока.